Революция отменяется. На повестке дня «радикальная эволюция»
Сергей Корнеенко
Центр стратегических разработок (ЦСР, некоммерческая организация, один из основных аналитических центров при Правительстве РФ) подготовил очередной доклад о политической ситуации в России.
На основании результатов масштабного социологического исследования, проведённого в Москве и регионах с участием представителей разных слоев населения, эксперты сделали вывод о том, что развитие политического кризиса в России приобрело необратимый характер.
Кризис, в формулировке авторов исследования, заключается в «эрозии базы политической поддержки» режима. «Эрозия» — это те самые «рассерженные горожане», которые вышли на улицы с протестами, потому что устали от образов членов тандема.
Тем не менее, авторы доклада считают, что массовой радикализации настроений не наблюдается. Существует так называемый «массовый, прагматичный и деидеологизированный» запрос на обновление персонального состава руководителей в центре и на местах, с чем люди связывают надежды на улучшение ситуации в ключевых сферах: здравоохранении, образовании, ЖКХ, правосудии.
Как изменить ситуацию, «рассерженные горожане», судя по всему, не знают. Системная оппозиция слаба, и, главным образом, по той же причине, по которой горожане рассердились на тандем и партию власти – в оппозиционных партиях наблюдается «кризис лидерства», отсутствует «свежая кровь». Именно поэтому, считают эксперты, КПРФ никак не может набрать достаточной для серьёзных заявлений поддержки в обществе.
Исследователи попытались выяснить, у кого из несистемных оппозиционных фигур есть шанс завоевать расположение недовольных граждан. Самые лучшие стартовые позиции эксперты разглядели у Алексея Кудрина (это и не удивительно, ведь новое исследование Центра проводилось по заказу Комитета гражданских инициатив А.Кудрина), неплохие шансы есть у Рогозина. Михаил Прохоров, несмотря на поддержку, вряд ли улучшит свои позиции: репутация олигарха это не козырь. У Навального, Удальцова и Ройзмана положение противоречивое – они большей частью внешне привлекают протестный электорат, но у каждого есть свои слабые стороны (от небольшой популярности в регионах, до эпатажного поведения), которые не позволяют им стать идеальными лидерами «новой формации».
Интересный вывод сделали эксперты в отношении Церкви. РПЦ, как следует из доклада ЦСР, имеет большое преимущество перед партиями: в условиях дефицита общественных институтов, апеллирующих к нормам морали и этики, она могла бы более активно наращивать светское влияние. От православных иерархов население ждёт решения проблемы нравственного регулирования и воспитания молодого поколения.
Как и положено стратегам, авторы доклада изложили несколько сценариев развития политического кризиса. Называются они так: «политическая реакция», «ускоренная модернизация», «радикальная трансформация» и «инерционное развитие». Эксперты склоняются к третьему сценарию, который будут заключаться в том, что власти придётся пойти на ускоренную трансформацию системы в условиях наложения политического кризиса на экономический. Высока вероятность сценария «политической реакции». Вероятность четвёртого сценария с затуханием протестных настроений эксперты оценивают как среднюю. И самым маловероятным представляется им вариант «модернизации», т.к. необходимый для этого мирный диалог власти и протестующих вряд ли возможен.
Многие наблюдатели рекомендуют прислушаться к выводам экспертов из ЦСР, т.к. их предыдущие доклады (в марте и ноябре прошлого года) во многом предсказали эскалацию политического противостояния и выход на улицы «рассерженных горожан», недовольных фальсификацией итогов думских выборов.
Несистемным коммунистам, которые не имеют возможности самостоятельно проводить столь масштабные социологические исследования, остаётся лишь ознакомиться с точкой зрения буржуазных социологов, экономистов и прочих политологов, принимая во внимание и то, что публикация подобных исследований сама по себе в некоторой степени формирует общественное мнение, влияя на политическую ситуацию в обществе. Это несомненно осложняет выработку стратегических и тактических решений, особенно в современных условиях, когда научная коммунистическая мысль довольно разрозненна и плохо систематизирована.