Долой президентское самодержавие!
Евгений Тетерев
У нас самодержавие значит, что в России все само собою держится.
П.А. Вяземский
Предстоящие 4 марта выборы обещают стать самыми грязными в истории современной России. Задача правящих кланов в том, чтобы удержать свое влияние путем избрания Путина главой государства уже в первом туре президентских выборов. Прекрасно понимая, что реальный рейтинг Путина никак не позволяет говорить о возможности второго тура, власть давно разработала сложную многоходовую операцию по водворению на престол нужной фигуры, используя при этом административную вертикаль по полной программе. В то, что предстоящие выборы будут честными, открытыми и демократичными, пожалуй, не верит никто. Всякие надежды были разрушены уже тогда, когда на всю страну с пафосом было объявлено о «рокировке» в «тандеме», и, более того, что обо всем этом «тандем» уже договорился аж в 2007 году. Этот massage обществу «от вас ничего не зависит, как мы решим – так и будет» от части стал катализатором начавшейся гражданской активности после думских выборов.
Сегодня можно с уверенностью констатировать, что никакого «тандема» больше не существует. Кремлевские СМИ полностью переключились на активную накачку рейтинга Путина, а многие инициативы Медведева, как и он сам, стали подвергаться все возрастающей критике.
Система создала такое законодательство, при котором выборы превращаются в фарс, а Путин будет избран даже в том случае, если за него не будет подан ни один голос. Суды, используя закрепленные в действующем законодательстве положения, в своих решениях словно заклинания повторяют: «не повлияет на итоги голосования», «не отразились на итогах голосования». Руководствуясь этими формулировками и по своему внутреннему убеждению, суды отказывают истцам в исковых требованиях, не взирая ни на какие нарушения, установленные и подтвержденные документально, многими свидетелями и даже самим судом.
По вопросу о целесообразности в России самого института президентства давно ведутся ожесточенные споры. По Конституции России Президент не относится ни к одной ветви власти, в том числе и к исполнительной. Как писал В.И. Илюхин, «Президент возвышается над ними и являет собой особую форму правления, трудно совместимую с широким народовластием».
История института президентства в нашей стране хоть и невелика, но уже омрачена трагическими событиями. Президентство в СССР закончилось развалом государства, а имя первого и последнего Президента СССР Горбачева навсегда стало синонимом этого развала. Президентство Ельцина фактически началось с издания печально известного Указа №1400 и расстрела парламента страны. Президентство Путина началось с принятия Федерального закона «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи», гарантировавшего Ельцину полную неприкосновенность до конца дней. Кстати, с данной законодательной инициативой выступил сам Путин. Президентство Медведева в свете «рокировки тандема» вообще выглядит насмешкой над Конституцией.
Если в государствах с монархической формой правления, власть переходит по наследству представителю правящей династии, что само по себе значительно ограничивает возможность монарха передавать власть как ему вздумается, то сегодня в России престолонаследие фактически заменено на «преемственность». Действующий глава государства назначает себе «преемника», который впоследствии «легитимируется» путем выборов. Стоит ли в данном контексте вновь упоминать о практике фальсификации выборов в современной России?
В руках Президента России сосредоточена огромная власть, намного превышающая власть монарха и Президента СССР. Согласно главе 4 Конституции РФ, Президент формирует Правительство РФ, является Верховным Главнокомандующим, формирует и возглавляет Совет Безопасности. Он может распустить Государственную Думу, назначает судей и т.д. Он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, утверждает военную доктрину, решает вопросы войны и мира. Он наделен правом законодательной инициативы. Он же подписывает и обнародует принятые федеральные законы. Издает указы по сферам общественных отношений, которые должны быть урегулированы законами, а не нормативными актами. При этом Президент, имеющий в своем распоряжении огромный, требующий гигантских бюджетных расходов аппарат чиновников, ни перед кем неподотчетен, неприкосновенен и неуязвим.
В нашем обществе, имеющем вековую историю крепостничества, которое было отменено всего лишь без малого 151 год назад, угроза неофеодализма сегодня налицо.
В пику гражданскому движению 4 февраля власть согнала на гору на поклонение Путину против «оранжевой чумы» толпы людей: кого — из-под палки, кого – за деньги. Орущий Кургинян, неистовый Проханов, патриархальный Дугин… Прямо на трибуне представляй к ордену «За неоднократную верность»! Певцы самодержавия один за другим цитировали известную фразу палача-Столыпина о великих потрясениях и великой России… Под описание этого действа очень подходят слова главного героя «Горя от ума» Чацкого:
Или вон тот еще, который для затей
На крепостной балет согнал на многих фурах
От матерей, отцов отторженных детей?!
Сам погружен умом в Зефирах и в Амурах,
Заставил всю Москву дивиться их красе!
«Долой президентское самодержавие!» — говорили мы в это время на Болотной. Лозунг, вновь обретший актуальность сегодня, после выборов 4 марта будет одним из основных на повестке дня. В обществе все громче говорят о конституционной реформе, о созыве учредительного собрания, что в условиях стремительно падающего доверия граждан ко всем без исключения институтам власти угрожает серьезными потрясениями. Выход из сложившегося политического кризиса представляется в самоорганизации граждан на местах. Выстраивании новой общественной конструкции снизу взамен изжившим и дискредитировавшим себя органам и институтам власти. Независимо от результата выборов, который, надо признаться, очевиден почти всем, этот вопрос не только не уйдет из повестки дня, но станет еще более актуальным.