Пафосный пшик верхней палаты
Евгений Тетерев
14 февраля Государственная Дума рассмотрела законопроект «О внесении изменения в Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации».
Суть законопроекта проста: новоиспеченный член Совета Федерации на первом заседании палаты приносит присягу перед другими членами СФ. Вот текст этой присяги: «Клянусь соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации. Обещаю посвятить все свои силы защите интересов многонационального народа России, демократии, основных прав и свобод человека и гражданина, совершенствованию государства и развитию институтов гражданского общества». В этом тексте, очень похожем на текст президентской присяги, столько же пафоса, сколько и глупости. Конституцию и законы России обязан соблюдать каждый, а не только член Совета Федерации после принесения соответствующей присяги. «Обещаю посвятить все свои силы»… Посвятить можно стихотворение любимой женщине или посвятить жизнь революционной борьбе, но никак нельзя посвятить силы. Силы или усилия обычно прикладывают к чему-либо. Однако, главное отличие предлагаемой присяги члена Совета Федерации от президентской состоит в том, что Президент при вступлении в должность приносит присягу народу России, а член СФ будет клясться перед своими коллегам по палате.
Авторы законопроекта — члены Совета Федерации Анатолий Лысков и Светлана Орлова — объясняют необходимость его принятия «высокой ответственностью по исполнению совокупности конституционных полномочий Совета Федерации». Кстати, этот законопроект был внесен еще в начале 2007 года. Тогда среди авторов законопроекта значился и бывший Председатель СФ Сергей Миронов, который ныне записался в оппозицию, спустился из верхней палаты в нижнюю и активно участвует в президентской гонке. Правда, в старой редакции законопроекта варианта 2007 текст присяги был еще более пафосным: «Клянусь соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации. Обещаю посвятить все свои силы защите интересов многонационального народа России, демократии, основных прав и свобод человека, предлагать законопроекты и одобрять федеральные конституционные и федеральные законы только соответствующие Конституции Российской Федерации и в интересах народа».
Можно подумать, что если бы тогда в 2007 году утвердили бы текст этой присяги, то все законы одобрялись бы только «в интересах народа». Можно подумать, что были бы заблокированы все так называемые «антикризисные» законы 2008 года, по которым бюджетные деньги пошли на спасение заигравшихся банкиров; ратификация договора с Норвегией, по которой Россия почти полностью отдала Баренцево море; законы, разрушающие здравоохранение и образование; бессмысленный и вредительский закон «о зимнем времени», по которому жулики и воры украли у народа час ночного отдыха; законы «о переименованиях» милицию — в полицию, президентов — в главы и многие другие. Вот, утвердили бы тогда в 2007 году текст присяги членов Совета Федерации, глядишь, они бы и не превратились в конвейер одобрения президентских и правительственных инициатив…
Данная присяга, по мнению экзальтированных авторов законопроекта, послужила бы повышению «персональной ответственности каждого члена Совета Федерации при исполнении полномочий» и даже стала бы «своеобразным камертоном в оценке эффективности деятельности членов Совета Федерации и средством укрепления государственной дисциплины законодателей».
О проблемах дисциплины и персональной ответственности законодателей — теме весьма актуальной — просыпающееся общество говорит все громче и громче. Говорит на улицах и площадях, со страниц Интернета.
По данным ФОМа, индекс доверия к Совету Федерации неуклонно снижается, а 41% опрошенных вообще не знают, как к нему относиться. И принятие пафосного законопроекта о присяге члена СФ вряд ли способствовало бы поднятию авторитета так называемых сенаторов.
Между тем, Совет Федерации — это палата Федерального Собрания РФ, представительного и законодательного органа России. Совет Федерации имеет очень важное значение. Помимо его участия в законотворческом процессе, к ведению СФ статья 102 Конституции относит также утверждение изменения границ между субъектами РФ; утверждение указа Президента о введении военного положения и о введении чрезвычайного положения; решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами России; назначение выборов Президента; отрешение Президента от должности; назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ; назначение и освобождение от должности Генпрокурора России; назначение и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.
Однако, как показала практика, Совет Федерации превратился за последние годы в декоративный орган, используемый для штамповки президентских и правительственных антинародных инициатив. А многие вообще считают этот орган избыточным, по сути, пятым колесом в телеге. За время своего существования Совет Федерации превратился в фикцию, а по стилю и сути своей работы — в государственную ширму.
В День всех влюбленных Госдума не поддержала предложенный законопроект о присяге, чем, вероятно, очень огорчила самовлюбленных членов Совета Федерации.
Политический кризис в России обостряется, а доверие граждан к органам власти, будь то Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство, Президент, стремительно падает. Власть должна отвечать перед обществом, а не перед собой, и отвечать своими делами, а не пафосными клятвами.