Европейская интеграция: искажённое стремление
Татьяна Васильева
«Все забыли, откуда появился сначала итальянский фашизм, а потом германский фашизм и откуда Гитлер появился. Это реакция на победу Великой Октябрьской социалистической революции с интернационализмом и так далее. Это болезненная, вредная реакция, но это реакция на интернационалистские идеи» — это мнение известного политолога-антикоммуниста А.Ципко, озвученное им в интервью «Вести ФМ» и опубликованное в газете «Взгляд».
Ципко – удивительный антикоммунист: он смотрит на объективный мир из Зазеркалья, он чётко видит все объекты и явления, однако воспринимает их, что естественно, в зеркальном отражении. Иногда такой взгляд лишь подчёркивает закономерность и неизбежность общественных процессов.
О причинах зарождения фашизма он упомянул в связи с процессами, происходящими в современной Европе. Европа стремится к объединению. «Но, — вещает из своего Зазеркалья Ципко, — есть объективные пределы всем этим объединительным интеграционным идеям. Предел объективен – национальные чувства и суверенное государство». Предел этот проявляется, например, в победе финских националистов на парламентских выборах, а также в эгоистических позициях французов и итальянцев в связи с наплывом в Европу мигрантов и беженцев.
Кто б спорил. Но Ципко видит в этих объективных процессах исключительно положительную динамику, потому что они направлены против левых, социалистических идей интернационализма. Тут он, конечно, не совсем прав – из Зазеркалья трудно разглядеть, что интеграционные настроения в Европе и социалистический интернационализм это далеко не одно и то же.
Но всё же стремление к объединению – это действительно прогрессивное явление, это неизбежное развитие человеческой цивилизации. И что мы наблюдаем сегодня? Это стремление жестко упирается в объективные препятствия, которые Ципко назвал «пределами». Конечно, это пределы – пределы буржуазного общества. Цивилизация стремится вперёд, но происходит резкое торможение, которое порождает массу проблем, уже известных из истории, но вновь встающих на новом витке развития.
Идею объединённой Европы придумал Ленин – предостерегает Ципко. «Соединенные Штаты Европы. Это идея начала века европейских социал-демократов, марксистов. И мы просто не помним об истории», — говорит Ципко. Ципко просто не помнит, куда он подевал ПСС В.И.Ленина. О лозунге «Соединённые Штаты Европы» помнит, а об одноимённой статье Ленина позабыл. Так вот у Ленина чёрным по белому написано: «Соединенные Штаты Европы, при капитализме, либо невозможны, либо реакционны». Причина всё та же – экономические основы капитализма: «Капитализм есть частная собственность на средства производства и анархия производства. Проповедовать «справедливый» раздел дохода на такой базе есть прудонизм, тупоумие мещанина и филистера. Нельзя делить иначе, как «по силе» […] Чтобы проверить действительную силу капиталистического государства, нет и быть не может иного средства, кроме войны. Война не есть противоречие основам частной собственности, а прямое и неизбежное развитие этих основ. При капитализме невозможен равномерный рост экономического развития отдельных хозяйств и отдельных государств. При капитализме невозможны иные средства восстановления, время от времени, нарушенного равновесия, как кризисы в промышленности, войны в политике».
Это не в ответ Ципко, это к характеристике процессов в современной Европе и к тем препятствиям, которые никогда не позволят капиталистической Европе достичь желаемого объединения. Для того нужны коренные, качественные изменения, от одного упоминания о которых у антикоммунистов шевелятся волосы на голове даже в Зазеркалье.
И всё же пример возникновения фашизма в Европе Ципко упомянул очень удачно. Он прекрасно иллюстрирует ещё одну ленинскую мысль из статьи «О лозунге Соединённых Штатов Европы»: «Конечно, возможны временные соглашения между капиталистами и между державами. В этом смысле возможны и Соединенные Штаты Европы, как соглашение европейских капиталистов… о чем? Только о том, как бы сообща давить социализм в Европе…» К счастью, социализм «с интернационализмом и так далее» к середине 20 века оказался достаточно крепок, чтобы раздавить фашистскую гадину.
Возвращаясь к современной Западной Европе, стоит отметить, что это всего лишь регион, где процессы интеграции вступают в противоречие с внутренними проблемами континента, которые, в свою очередь, во многом определяются проблемами соседних регионов и общемировыми явлениями. Похожее наблюдается и на постсоветском пространстве.
Мир стремится к объединению, но экономические рамки капитализма искажают это стремление, направляя интеграционные процессы в противоположную сторону – это Ципко верно подметил…