Президент занят занятостью
Татьяна Васильева
1 марта в Элисте Дмитрий Медведев провёл совещание по вопросам государственной политики в сфере занятости. Тема занятости очень волнует президента в последнее время. И это не удивительно: безработица, низкооплачиваемый труд – очень красноречивые показатели социально-экономической ситуации в обществе. Они никак не красят ни президента, ни его политику. Можно, конечно, ссылаться на кризис, а также на доставшиеся нам от прошлого особенности и структуру трудовых ресурсов, но решать, или хотя бы делать вид, что решаешь, эти проблемы должна существующая в стране власть, иначе народную любовь поддерживать станет совсем невозможно.
Наш президент известен своим красноречием. Так пространно и ни о чём может говорить только он. Его выступление на прошедшем совещании не было исключением, однако в этот раз совершенно определённо в его словах прозвучала одна мысль – Россия просто обречена на полное замещение неэффективных и низкооплачиваемых рабочих мест высокотехнологичными вакансиями. Оказывается, всё дело в переходе на инновационную экономику, которая, по словам президента, приведёт к трансформации рынка труда: «И у нас, как и в других странах, неэффективные, малооплачиваемые рабочие места будут замещаться новыми, которые соответствуют современным требованиям. Это объективная ситуация».
На этой «объективности», пожалуй, и стоило закрыть совещание по вопросам занятости или хотя бы продолжить его в русле перехода на эту инновационную экономику: что за экономика такая, какие инновации уже внедрены, как эффективнее их заставить работать, какие конкретно инновации нас ожидают в ближайшем будущем, и как всё это связано с сегодняшним уровнем развития российской науки и планируемыми реформами в сфере образования. Тогда стало бы понятно, на какие высокотехнологичные вакансии мы можем рассчитывать всем нашим российским трудящимся миром.
Но президент предпочёл продолжить обсуждение занятости, которой надо обеспечить и тех и этих, и женщин с малолетними детьми и выпускников вузов, и офицерских жён и самих уволенных в запас офицеров, и инвалидов и жителей моногородов, и многодетных родителей… Нужно писать какие-то программы, нужно как-то обязать самих себя – федеральную и местную власть, а также заставить бизнесменов открывать побольше высокотехнологичных рабочих мест… И ещё что-то там нужно – деньги, выделяемые на борьбу с безработицей, правильно тратить. Ну и малому бизнесу помогать – льготное кредитование и прочее. А ещё, конечно, зарплаты повышать, иначе малооплачиваемый труд сильно тормозит экономическое развитие страны, видимо, то самое — инновационное.
Закончил свою речь президент словами: «Хотел бы, чтобы вопрос занятости оставался в числе важных, главенствующих приоритетов для всех руководителей субъектов Федерации и, конечно, для руководства Правительства России».
Так что у нас является определяющим – переход к инновационной экономике, которая покончит с низкооплачиваемым трудом, или создание высокооплачиваемых рабочих мест, что потянет за собой инновационную экономику? Похоже, ни то, ни другое. Скорее всего, определяющим по-прежнему останется цена на российскую нефть, которая в феврале составила 101,34 доллара за баррель. По подсчётам Центробанка, среднегодовая цена на нефть в 97 долларов за баррель принесет дополнительные доходы федеральному бюджету России в 1,5 триллиона рублей. Если цена останется февральской, то средств в бюджет поступит ещё больше. В таких условиях сам бог велел заняться косметическим ремонтом социального здания, чтоб оно не рухнуло, покуда нефть не закончилась…