
Марксизм и языкознание
Алексей Пузицкий
Для многих современников, в основном молодых, заголовок не вызывает никаких ассоциаций. Для образованных и постарше с этим заголовком связаны различные, порой совершенно не совпадающие воспоминания о Сталине. Антисталинисты утверждают о мании величия вождя и желании его прослыть великим ученым-языковедом. Ряд современных историков нашли совсем другие причины появления этой работы Сталина и завязавшейся дискуссии. Их исследования опровергают антисталинистские взгляды. Почему же появилась из под пера политика, руководителя СССР в 1950 году статья «Марксизм и языкознание».
Язык и политика тесно связаны. Война на Украине не оставляет сомнений в этом. Детонатором войны послужили разные подходы к русскому и украинскому языкам и их использованию на Украине. Вокруг языков развернулись как политические, так и лингвистические сражения, превратившиеся в настоящую войну.
Современные глобалисты тратят громадные средства на распространение английского языка как всеобщего средства общения. Наши доморощенные подпевалы всемерно им в этом помогают. Язык становится инструментом в геополитике.
Сталин хорошо понимал политическое значение вопросов языкознания, языка и использования его в политике. Сталин в тридцатые годы начал серьезно изучать языкознание и его связь с политикой. Тогда он придерживался взглядов выдающегося ученого-языковеда академика Н.Я. Марра. Опубликована переписка Сталина с ним, он встречался с академиком и обсуждал проблемы языкознания. Марр считал себя марксистом и придерживался марксистского взгляда, утверждая, что язык имеет классовый характер. Другие ученые не соглашались с этим. Возникшая в те годы дискуссия не всегда была корректной. Марр занимал пост директора института языкознания, был авторитетным ученым, академиком. У него был, как теперь говорят, административный ресурс. Марр умер в 1934 году.
Марксист Сталин не мог не заинтересоваться марровским подходом к языкознанию.
В библиотеке Сталина статьи по этому вопросу наполнены его пометками и комментариями. Он изучил основы марровского яфетического языка (праязыка по Марру), освоил сложную научную терминологию. Ученик Марра академик И.И. Мещанинов неоднократно приглашался к Сталину и обсуждал с ним теорию языкознания. По его воспоминаниям обсуждение было на достаточно высоком уровне.
Сталин признавал выдающиеся заслуги Марра, но с рядом его положений не был согласен. «…академик Марр не смог подняться до правильного понимания марксизма-ленинизма». Особенно интересовали Сталина выводы Марра о приоритетах ряда языков, которые могли использоваться националистами и капиталистами в политических целях. Он отверг классовый характер языка и еще ряд его выводов. Развернулась на страницах «Правды» дискуссия, в которой участвовали сторонники Марра (Мещанинов и другие) и противники. Сталин следил за дискуссией и внимательно читал все 12 опубликованных статей.
В конце дискуссии он разыграл редактора газеты Ильичева, передав ему свою статью «Марксизм и языкознание» как статью какого-то молодого талантливого автора. Ильичеву статья понравилась и он решил ее опубликовать (Млечин Л. Смерть Сталина) к удовольствию Сталина. Язык, по мнению Сталина, не может быть классовым. Он един для пролетария и капиталиста.
Сталин руководствовался четкими политическими интересами и вынужден был тратить огромное время на изучение сути явления. И, конечно, в основе его исследований лежала марксистская классовая методология. Так было с философией, экономикой, языкознанием. Он не нуждался в мнимом величии, «пиаре» как сейчас говорят о современных политиках. За его работами громадный труд и интеллект.