Другие новости

Федерация и губернаторы: бутафория

4 марта 2013 19:15
Кирилл Николенко


Во время бурных митингов и шествий конца 2011-го одним из требований стало восстановление прямых выборов глав субъектов Федерации.

Уже тогда было понятно, что оппозиционеры, выдвигавшие данный лозунг, во-первых, занимаются откровенным популизмом, во-вторых, либо не знают сути отношений между центром и регионами в нашей стране, либо предпочитают вводить в заблуждение граждан.

Почему популизм? – Потому что политики знают, что большинство населения хочет выбирать губернаторов самостоятельно, а не косвенно (через голосование в заксобраниях).

Психологически это приятнее человеку: пришел на избирательный участок, поставил галочку в бюллетене напротив фамилии кандидата в губернаторы, по итогам волеизъявления определился победитель.

Когда же губернатора назначают депутаты по представлению Президента, то гражданин инстинктивно чувствует себя оторванным от процесса, хотя депутатов, между прочим, он также выбирал, отдавая голос партии и кандидату в округе.

Оппозиционным политикам лучше было бы разъяснять избирателям, что при нынешней системе нет особой разницы, выбирать главу региона напрямую или голосами депутатов региональных парламентов.

В итоге, в выигрышном положении оказалась власть: «Хотели прямых выборов – получите!»

Даже обставив прямое голосование по выборам губернаторов системой сдержек (муниципальный фильтр, запрет на самовыдвижение (в большинстве регионов)), Кремль руками оппозиционеров хотя бы не на долгое время, но стал главным «демократом» и «реформатором» политической системы.

Это подкрепляется и ритуалом в виде передачи ЛДПР, Прохорову, а теперь и «Справедливой России» регионов в управление. Мол, посмотрите, какая у нас свобода: представители оппозиционных партий возглавляют всё больше регионов.

Не сочтите за отход от темы, но то же самое, кстати, происходит и с выборами депутатов Госдумы.

Оппозиция требовала возвращения одномандатников в нижнюю палату российского парламента – получила. Удельный вес тех же КПРФ, СР, ЛДПР снизится:  по округам пройдет масса всевозможных беспартийных и «независимых», которые вставят «свои пять копеек» в дело поддержки «партии власти».

Особенности нашей федерации

Давайте разберемся в сущности российского федерализма. Тогда будет понятно, каково место руководителя региона в политической системе страны и есть ли смысл тратить время, чтобы отстаивать прямые выборы губернаторов.

В соответствии с буквой закона (Конституция РФ) наша страна – федеративное государство. Повторю прописные истины, но федерация – это такое устройство, при котором власть сосредоточена не в центре, а регионы имеют значительную самостоятельность.

На этом теория заканчивается, начинается практика.

Во-первых, у нас глубинные традиции унитарного государства. Они дают о себе знать, поэтому после «суверенного угара» эпохи Ельцина мы всё равно пришли к централизаторскому курсу при Путине.

Любая провозглашенная федерация будет липовой хотя бы потому, что наша Россия формировалась как империя, к мощному государству на Среднерусской возвышенности присоединялись (путем завоевания или добровольного вхождения) обширные территории.

Не забываем также, что между федерациями в лице США, Канады, Швейцарии  и нашей есть принципиальное отличие.

У них федерализм – это стремление нескольких сильных и самобытных образований к единству. Учитывая свою непохожесть, наличие местных стойких традиций, они объединялись для достижения взаимной выгоды, но старались блюсти свою особость.

У нас же федерация – это путь для мирного развода, поэтапного отпадения окраин от центра.

Конкретно принятая в 1993 году Конституция служила цели не допустить одновременного обвала государства. Отсюда и такие курьезы, как в части 2 статьи 5: «Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство». Какое к черту «государство»?!

Вывод таков: Россия – номинальная федерация, по сути, остающаяся централизованным государством.

Причем на сегодняшний день всё более напоминает уже времена княжеские.

Есть дань в форме взяток, уплачиваемых региональными элитами. Субъекты Федерации неравны, т.к. отчисляют в государственный бюджет разный процент собираемых налогов.

Существуют привилегированные национальные регионы на усиленном «питании» — Чечня, Татарстан. С последней республикой вообще до сих пор действует договор.

Да и наместники присутствуют. Такую роль, в первую очередь, играют сами губернаторы. В дополнение к этому страна разделена на 8 федеральных округов с полпредами Президента во главе, в каждом регионе есть еще федеральные инспекторы, которые должны следить за ситуацией на местах.

Who is губернатор?

Стремление Кремля ограничить самостоятельность регионов будет неиссякаемым. Вводятся всё новые формы контроля.

Речь уже идет о четверной системе отчетности, которая лишь запутывает процесс управления регионами.

Теперь руководитель субъекта Федерации будет держать ответ не только перед  Президентом, Председателем Правительства и Минрегионом, но еще и перед Минэкономразвития. Данное ведомство разработало свою собственную систему показателей эффективности глав регионов. Как правильно 20 февраля на канале «РБК» сказал Энвер Кисриев: «Кто оценивает – тот и власть».

В таких условиях и с учетом главного принципа (быть лояльным и управляемым) положение губернатора в рамках политической конструкции крайне приниженное и не соответствует заявленному в Конституции федерализму.

***

Таким образом, давайте честно признаем следующее.

Во-первых, у нас нет федерации.

Во-вторых, любой губернатор занимает (и будет занимать) свой пост не потому и не до тех пор, пока опирается на поддержку земляков, а ровно столько времени, сколько беспрекословно выполняет указания Кремля.

В-третьих, победа на губернаторских выборах кандидата от оппозиционной партии или самовыдвиженца – это иллюзия демократии. На самом деле, такой политик быстро осваивает правила игры и занимает то место, которое ему уготовано «табелью о рангах».

Это было отлично продемонстрировано еще в 1996-1998 годах, когда сформировался «красный пояс». «Народно-патриотические» и «коммунистические» главы регионов быстро пошли на поклон к Ельцину, а в преддверии импичмента в Совете Федерации лишь Шабанов (губернатор Воронежской области) открыто выступал против Президента.

В настоящее время приход на пост губернатора представителя оппозиции приведет к тому, что развитие данной партии в таком регионе будет ограничиваться, губернатор-оппозиционер будет требовать от коллег по партии, чтобы они проявляли себя тише и не создавали ему проблем. Яркий пример в данном плане являет собой Владимирская область.

4 комментария
Читайте также

Казахстан: забастовка в West Oil Software

Вторую неделю подряд в Мангистау бастуют работники нефтесервисной компании West Oil Software. Стачка началась 11 декабря в селе Жетыбай. Люди требуют перевести их в структуру нацкомпании «КазМунайГаза» и выплачивать зарплату в соответствии с единой системой оплаты труда и модернизировать технику, на которой работают.

Почему многополярность лучше?

Фатальная ложь

Так где же режим более фашистский?

Казахстан: Очередные поблажки торговцам

Помоги проекту
Справочник
Справочник

Наш баннер
Счётчики
© 2005-2013 Коммунисты Столицы
О нас
Письмо в редакцию
Все материалы сайта Комстол.инфо
Красное ТВ МССО Куйбышевский РК КПРФ В.Д. Улас РРП РОТ Фронт Коммунисты кубани
Коммунисты Ленинграда ЦФК MOK РКСМб Коммунисты кубани Революция.RU