Другие новости

Реформа здравоохранения: мнение практикующего врача

10 января 2014 18:07
Сергей Корнеенко


Своим мнением о реформе здравоохранения, осуществляемой в Москве и регионах, с редакцией «Комстола» поделился врач одной из столичных больниц Владимир Никонов.

Как это часто случается, запланированные нашими чиновниками «благие намерения» на практике редко доводятся до ума. Проводимая сейчас реформа здравоохранения заключается в следующем. Существует множество поликлиник, в каждой из которых имеется свой главврач, несколько заместителей, другие административные работники. Предлагается уменьшить численность сотрудников и объединить несколько поликлиник в одно заведение с единым административным штатом.

Все это звучит очень убедительно. Но реальность сильно отличается от теории. Если и сокращают численность административного штата, то очень незначительно. Во-первых, потерять свое место никто не хочет. Во-вторых, по действующему трудовому законодательству сложно уволить сотрудника по сокращению штатов.

В результате в администрациях ведутся постоянные подковерные разборки, кто главнее и нужнее, а административные штаты сокращаются несущественно. На деле увольняют не админработников, а врачей. Естественно, вслух о сокращении никто не говорит. Просто людей заставляют уйти различными способами. Для этого используется шантаж, запугивание дисциплинарными взысканиями, предложения альтернативной работы и прочие методы.

Однако основное негативное последствие заключается в том, что на практике «оптимизация» сводится к отъему у больниц хороших зданий (особенно тех, что расположены в центре города) и постепенной передачи их в частную собственность «дружественным» бизнес-структурам.

Было заявлено о разбюрократизации медицинской отрасли. На практике происходит обратное. Например, недавно объявили, что число форм меддокументации в столице уменьшено на 27 единиц. Суммарное количество разноплановых справок и форм при этом составляет почти 400 штук. Одновременно с этим в столице и многих других городах время приема пациента сократили до 10 мин. (раньше было 15 мин.) Но ведь с пациентом нужно не только «поговорить», его необходимо осмотреть, а для этого больной должен хотя бы раздеться. За 10 минут врач должен успеть осмотреть человека, дать рекомендации, оформить 3-4 соответствующих документа (заполнить лист назначений и амбулаторную карту, выдать медсправку, выписать рецепты, внести запись в книгу списания лекарственных препаратов, если таковые вводились, и т. п.).

Если выполнять все это так, как положено и как требуется контролирующими органами, задача становится невыполнимой. Несмотря на начатую компьютеризацию (кстати, она не так уж и сильно экономит время), во многих поликлиниках все вышеуказанные процедуры по-прежнему осуществляется вручную. Другими словами, 70% времени доктора уходит на бумагомарание, а не на выполнение своей главной работы. В контексте лечения 10-минутный прием становится полнейшей профанацией.

Страховые компании, проводящие все выплаты, очень любят скрупулёзно проверять работу медперсонала. Их требования постоянно ужесточаются. Представители подобных компаний часто даже не скрывают, что размер их зарплаты напрямую зависит от суммы штрафов, наложенных на медицинское учреждение.

Характерно, что такие контролеры проверяют не реальное качество лечения и конечный результат, а только оформление соответственной документации. А повод придраться к бумаге найдется. Если в бухгалтерии дебет с кредитом можно свести, то в медицине подобная постановка вопроса возможна далеко не всегда.

Каждый случай индивидуален и нуждается в своем, особом подходе. Это традиции нашей, ещё советской медицины. Доктор должен быть мыслителем, а не роботизированным исполнителем. А сейчас врачей загоняют в единые жесткие рамки медико-экономических стандартов (МЭСов).

Некоторое время назад начали внедрять целевую программу общих федеральных стандартов. Предполагалось, человек, которому диагностировали, например, инсульт, сможет получить медицинскую помощь в едином и современном объеме вне зависимости от места, где он находится. Задумка неплохая, но судьба программы оказалась печальной. В Минздраве сейчас уже открыто признают её крах. Если эта стандарты будут приняты, то большинство медицинских учреждений (особенно региональных) придется закрыть. К примеру, в стандарте лечения того же инсульта говорится, что пациенту в первые сутки необходимо выполнить МРТ головного мозга. Из 45-и медучреждений Московской области, оказывающих неврологическую помощь, сделать МРТ могут только 4-5 клиник.

Затем приходят представители страховой компании и накладывают санкции за невыполнение федеральных стандартов. Причем размер штрафа может достигать 200% за случай. Другими словами, клиника может не просто потерять часть денег, а уйти в минус.

Реформа несет еще одну «прелесть» – сокращение количества койко-мест. Чиновники объясняют это тем, что коечный фонд больниц используется неэффективно. Действительно, в нашей стране пациенты находятся на стационаре необоснованно долго. Однако следует разобраться, почему происходит именно так.

Например, в больницу поступает пациент со стенокардией. Анализы у него берут только на следующий день. Еще трое суток необходимо, чтобы их проверить. Возможно, ЭКГ выполнят в день поступления. Но инструментальные исследования, УЗИ, эхокардиографию придется ждать, поскольку на указанные процедуры как правило существует очередь. Чтобы уменьшить время ожидания, необходимо установить аппарат УЗИ в кабинете каждого доктора. Поэтому перед тем, как начать сокращение койко-мест, нужно обеспечить стационары и поликлиники достаточным количеством современных приборов.

Следует упомянуть и о сложившейся системе оплаты работы медицинского персонала. Во многих регионах РФ оклад начинающего доктора ниже прожиточного минимума. При этом специалист потратил на образование и специализацию около 7-и лет. И как хватает совести у бюрократов, получающих по 400 тыс. рублей ежемесячно за бумажную работу, упрекать в «неэффективности» доктора, к примеру, детского реаниматолога, который буквально вытаскивает малышей с того света и получает за это в месяц жалкие 12 тыс. рублей?

Объединение столичных поликлиник спровоцировало появление еще одной проблемы – рост очередей. Первоначально система задумывалась, как трехуровневая. Первый уровень – это педиатры и терапевты. Такие врачи должны быть во всех поликлиниках. Второй – специалисты, работающие в головных поликлиниках, а также высокотехнологичная медицинская помощь (КТ, МРТ и проч.). Стационары – это третий уровень.

В результате есть поликлиники, в которых находятся только терапевты. Без них невозможно получить направление к специализированному врачу. Пациент сначала должен выстоять очередь к терапевту, затем – отправиться в другую поликлинику, к специалисту. Уверен, что это нарушение закона о здравоохранении, четко определяющего, что медицинская помощь предоставляется по месту работы, учебы или жительства.

В знак протеста против провальной реформы здравоохранения в 26-и российских городах во втором полугодии 2013 г. состоялись митинги «За достойную медицину». Акции организованы профсоюзами «Защита» и «Действие», а также левыми политическими партиями. Ключевое требование протестующих – прекратить развал медицинской отрасли, повысить зарплаты медработникам, увеличить бюджетное финансирование медицины.

37 комментариев
Читайте также

В.И. Лакеев: сила трудящихся – в единстве и солидарности!

Меньше, чем через две недели в России пройдут очередные выборы депутатов Государственной думы. Это безынтересное мероприятие, напрочь лишённое интриги, способно привлечь внимание разве что представителей «системных» партий

Итоги 2015 г.: «Социализм или смерть»

Эксперт о социально-классовой природе терроризма

Защищено: Б.Ю. Кагарлицкий: «Не верить либералам!»

Итоги 2014 года. Смириться или сопротивляться?

Помоги проекту
Справочник
Справочник

Наш баннер
Счётчики
© 2005-2013 Коммунисты Столицы
О нас
Письмо в редакцию
Все материалы сайта Комстол.инфо
Красное ТВ МССО Куйбышевский РК КПРФ В.Д. Улас РРП РОТ Фронт Коммунисты кубани
Коммунисты Ленинграда ЦФК MOK РКСМб Коммунисты кубани Революция.RU