Другие новости

Александр Ульянов. «Он умер, как герой»

12 апреля 2013 00:32
Елена Нестерова


12 апреля родился Александр Ильич Ульянов (1866—1887), участник революционного движения в России. Участвовал в студенческих нелегальных собраниях, демонстрациях, вел пропаганду в рабочем кружке, один из организаторов и руководителей террористической фракции «Народной воли», один из авторов ее программы. Старший брат В. И. Ленина. Участник подготовки покушения на Александра III. Повешен в Шлиссельбургской крепости.

Когда Саше Ульянову было 11 лет, на вопрос: «Какие самые худшие пороки?» — он ответил: «Ложь и трусость».

В 12 лет, будучи в IV классе гимназии, он так увлекся историей, что на сбереженные от гимназических завтраков деньги сам выписал журнал «Исторический вестник».

Из всех героев толстовского романа «Война и мир» Саша предпочитал Долохова. В этом образе его пленяла не холодная воинская отвага, а нежно-трогательное отношение Долохова к матери.

Подростком Саша издавал дома рукописный еженедельник «Субботник», он включил в число авторов всех домашних, и в присутствии отца субботними вечерами этот домашний журнал под веселый смех и шутки вслух читался членами семьи.

Пятнадцати лет в гимназическом сочинении он написал: «Для полезной деятельности человеку нужны: 1) честность, 2) любовь к труду, 3) твердость характера, 4) ум, 5) знание».

Симбирскую гимназию Александр Ульянов закончил с золотой медалью.

Внешне и характером старший Ульянов походил на мать. Он был белокурый, чернобровый, с большими черными глазами. Доброта, немногословие и некоторая застенчивость отличали его с детства.

На свидании с матерью в тюрьме он плакал и обнимал ее колени, прося простить за причиняемое ей горе; он говорил, что кроме долга перед семьей у него есть долг перед родиной. Он рисовал ей бесправное, задавленное положение родины и утверждал, что каждый честный человек должен бороться за освобождение ее…

— Да, но эти средства так ужасны,— возразила мать.

— Что же делать, если других нет, мама,— ответил он.

Перед смертью он попросил принести ему стихи Гейне. Молодой прокурор, присутствовавший при свидании матери с сыном, не мог забыть ее, подавленную несчастьем, и его, поражавшего «мужеством и трогательной нежностью».

Сложись обстоятельства по-другому, из Александра Ульянова вышел бы выдающийся ученый-естественник: за первую студенческую научную работу он получил золотую медаль Петербургского университета.

Друг и соратник А. И. Ульянова О. М. Говорухин передал Вере Засулич воспоминания о погибшем революционере сразу после его мученической смерти: «В отношениях к товарищам он был редкий человек: он не имел врагов. Личная ссора с ним была невозможна. Он равно уважал и собственное достоинство, и достоинство других. Это была натура нравственно деликатная: он никогда не подсмеивался, не поддразнивал, избегал всяких резкостей…» Саша отличался немногословием, однако, если ему приходилось отстаивать свои убеждения, становился красноречив, меток на определения, остер. Он говорил, что нельзя осчастливить человече­ство «корочкой хлебца», сарка­стически утверждал, что самоусладительные беседы народных радетелей дают мало.

«А народ как издыхал в грязи, так и издыхает»,— заявил Алек­сандр на студенческой сходке.

В. В. Водолазов, близко знакомый со всей семьей Ульяно­вых, вспоминал, что Александр Ильич обычно «обдумывал каждое слово, говорил медлительно и всегда внимательно, вдумчиво выслушивал аргументы противника, не старался ловить на слове, на неловкой формули­ровке, а доискивался существа возражения».

Один из одно­кашников Ульянова, студент-кубанец Семен Хлебников, утверждал, что любая из турге­невских или некрасовских девушек пошла бы за таким челове­ком на смерть. Но Саша не успел пережить большое личное чувство. Он был арестован в 20 лет, а едва ему минул 21 год, 20 мая 1887 года, его казнили на рассвете во дворе Шлиссельбургской крепости.

Граф Дмитрий Толстой, ми­нистр внутренних дел, докладывал, что Ульянов «взошел на эшафот бодро и спокойно». «Его вырвали из жизни, не дав сло­житься окончательно этой даровитой личности… Он мелькнул как метеор на историческом небосклоне»,— писал товарищ Ульянова, кандальный шлис­сельбуржец М. Новорусский. Составительница и автор за­мечательной книги об Алек­сандре Ильиче Ульянове, его се­стра Анна Ильинична Ульянова-Елизарова, спустя сорок лет после трагической гибели брата скажет: «Да, несомненно, умер он как герой».

1 комментарий
Читайте также

Семейные ценности – и ширма, и содержание

В России провластные и околопровластные СМИ то и дело говорят о защите так называемых «семейных ценностей» от пропаганды нетрадиционной сексуальной ориентации, идущей с Запада. На Западе не опровергают этого, наоборот, подтверждают — только прикрываясь так называемой «свободой личности» и «равноправием гендеров».

С буржуазной псевдонауки хоть диалектики клок

Лишние люди капитализма

Очередные поиски «ведьм-гомофобов»

Обыкновенный врач оказался сильнее святой воды

Помоги проекту
Справочник
Справочник

Наш баннер
Счётчики
© 2005-2013 Коммунисты Столицы
О нас
Письмо в редакцию
Все материалы сайта Комстол.инфо
Красное ТВ МССО Куйбышевский РК КПРФ В.Д. Улас РРП РОТ Фронт Коммунисты кубани
Коммунисты Ленинграда ЦФК MOK РКСМб Коммунисты кубани Революция.RU