Другие новости

Мария Ульянова: «Я горжусь своими детьми»

7 марта 2013 02:18
Лариса Адамова


6 марта 1835 года родилась Мария Ульянова — мать революционеров Владимира Ильича Ленина и Александра Ильича Ульянова.

Жизнь Марии Александровны была счастливой, несмотря на сокрушительные удары судьбы. Она переносила их стоически, каждый раз собирая все свои нравственные силы. Ради детей. Материнский подвиг, длившийся десятилетия.

Твердость духа развивалась в ней с ранних лет. Отец, врач, воспитывал своих детей по-спартански. Физическая закалка, простая пища, строгий распорядок дня. И всегда — труд. Маша мечтала стать полезной простому народу, учить крестьянских детей грамоте. В 1863 г. она сдала экзамены и получила право преподавать в начальной школе. Свободно владела тремя языками, хорошо знала литературу, серьезно занималась музыкой.

В том же году Мария Александровна вышла замуж за Илью Николаевича Ульянова, преподавателя Пензенского дворянского института. Молодые несколько лет жили в Нижнем, а затем, уже с двумя детьми, перебрались в Симбирск. Здесь родились четверо младших.

Годы, прожитые в Симбирске,— целых 17 лет — были полны глубокого семейного счастья. Илья Николаевич, возвращаясь из утомительных поездок по губернии, находил дома покой, уют и любящего, понимающего друга. Росли дети, шумные, дружные, любознательные. Родители старались воспитать в них честность, мужество, уважение к людям. Мария Александровна обладала природным педагогическим тактом. Дети видели ее всегда ровно приветливой, подтянутой, внимательной. Она была для них идеалом женщины и матери.

Страшное горе — смерть Ильи Николаевича — обрушилось на Ульяновых внезапно. Мария Александровна осталась единственной опорой семьи, где никто из детей еще не встал на ноги.

Через год с небольшим трагически оборвалась жизнь Александра Ильича, юноши редкой одаренности, участника покушения на царя. Мать бросилась тогда в Петербург молить за сына, обивала пороги высоких сановников, в отчаянии уговаривала Сашу написать прошение о помиловании. Узнав о свершившейся казни, окаменела. И только мысль о детях, об Ане, еще томившейся за решеткой, о меньших там, в Симбирске, вернула ее к жизни.

Летом 1887 г. переехали в Казань, где Володя начал учиться в университете. Но в ночь на 5 декабря полиция увела и этого сына — за участие в студенческих «беспорядках». Мужественная женщина снова взялась за хлопоты, и Владимира Ильича выслали в деревню Кокушкино под надзор полиции. Здесь уже жила Анна Ильинична, отданная родным на поруки.

А жизнь готовила новый удар. Умерла от брюшного тифа Ольга, курсистка, умница, музыкантша, товарищ детских игр Володи. Как неживая, шла мать за гробом 19-летней дочки. И тут выстояла.

Ее сердце не знало покоя. В 1895 г. арестовали Владимира Ильича. Снова она в Питере, просит, хлопочет — у сына слабые легкие. Хочет ехать за ним в ссылку. Горечь расставания уложила ее в постель.

Три года не видела мать сына. Уже и младшие вступили на революционный путь. Опять аресты, обыски, тюрьмы, ссылки. То Митя, то Аня, то Маняша. Редкий год все Ульяновы на свободе, нечасто выпадают дни, как летом 1900 г. в Подольске, когда вся семья собралась перед отъездом Владимира Ильича за границу.

19 арестов своих детей пережила Мария Александровна и каждый раз мчалась спасти, защитить, облегчить их участь. Сколько прошений написала, сколько часов выстояла в приемных, сколько отказов выслушала. Она давно уже не только мать, а соратник своих детей по борьбе, их верная помощница. Она в курсе партийных дел, знает многих друзей-подпольщиков, помогает в переписке, готовит заключенным передачи.

В Киеве в 1904 г. ей пришлось разносить их по четырем тюрьмам сразу! Тогда же помогла спасти партийные деньги. Мария Александровна жила полнокровной, деятельной жизнью, гордая сознанием своей духовной близости с детьми. Она знала — их дело справедливое, оно обязательно восторжествует. «Я горжусь своими детьми»,— сказала она директору департамента полиции.

Мать всегда старалась быть с тем из детей, кому тяжелее. Все время она в разъездах — то в Самаре, то в Вологде, то в Уфе,— что делать, жизнь раскидала ее детей по всей стране А Володе и вовсе заказан путь в Россию,— мать, совсем уже старенькая едет в Стокгольм в 1910 г. повидаться с ним, слушает в Народном доме его выступление. Считанные дни вместе, последнее свидание с сыном. Она умерла в преддверии победы его великого дела — шел 1916 год, последний год старого мира.

28 комментариев
Читайте также

Семейные ценности – и ширма, и содержание

В России провластные и околопровластные СМИ то и дело говорят о защите так называемых «семейных ценностей» от пропаганды нетрадиционной сексуальной ориентации, идущей с Запада. На Западе не опровергают этого, наоборот, подтверждают — только прикрываясь так называемой «свободой личности» и «равноправием гендеров».

С буржуазной псевдонауки хоть диалектики клок

Лишние люди капитализма

Очередные поиски «ведьм-гомофобов»

Обыкновенный врач оказался сильнее святой воды

Помоги проекту
Справочник
Справочник

Наш баннер
Счётчики
© 2005-2013 Коммунисты Столицы
О нас
Письмо в редакцию
Все материалы сайта Комстол.инфо
Красное ТВ МССО Куйбышевский РК КПРФ В.Д. Улас РРП РОТ Фронт Коммунисты кубани
Коммунисты Ленинграда ЦФК MOK РКСМб Коммунисты кубани Революция.RU