Другие новости

Космонавты СССР. Евгений Хрунов

1 февраля 2013 20:02
Олег Комолов


Продолжаем публикацию глав из книги «Космонавты СССР» («Просвещение», Москва, 1977 г).

Деревенька, где он родился и рос, маленькая, глухая. Название, правда, звонкое — «Пруды» — и с историей связано. Рядом Куликово поле, то самое, на котором сражалось против иноземных полчищ «железное» войско Дмитрия Донского. Женька любил приходить сюда, и, усевшись поудобнее на каком-нибудь бугорке, рисовал в своем воображении картины былых боев, блеск кольчуг, скрежет металла. Перед глазами, словно мираж, мчались закованные в броню всадники-богатыри с пиками в руках, громили врагов, и неслось над огромным полем громогласное, раскатистое «ура!». А может, в те времена не кричали «ура!»? Ну тогда кричали что-нибудь другое. В тишине сражения не происходят.

Женька ложился на траву и прикладывал ухо к земле. Старая бабка говорила, что земля поет, нужно только уметь ее слушать. Он слушал. Долго, напряженно. И тогда начинало казаться, что откуда-то издалека приходят низкие, отрывистые звуки. Земля вздыхала под тяжестью конницы Дмитрия Донского. Ближе, ближе… Женька напрягал слух, а потом вдруг оказывалось, что это гонят табун колхозных лошадей. Тогда с досадой ворчал на бабку и ее сказки.

В школу Женька пошел с опозданием (виною была война). Учился хорошо. Как-то услышал разговор учителей между собой: «Смышленый паренек». Говорили о нем. Покраснел, смутился и убежал. Но старался после этого еще больше. И когда закончил четвертый класс, принес домой книжку с надписью: «За хорошую учебу».

Потом был Каширский сельскохозяйственный техникум. Здесь он пристрастился к книгам. Книги увлекали, поднимали настроение. Было и другое, что влекло его в печатный мир слова. Женька копил в себе добрые начала и не боялся перенимать чужие помыслы и дела. Поэтому и книги превращались в его мозгу в долгие серьезные раздумья, так сказать, дозревали в голове.

Попадались книги и про летчиков, про зовущие дали, необъятное небо с островами романтики — самолетами, про подвиги героев в пятом океане. Позвала, поманила к себе голубая стихия. И когда провожали парней из техникума в армию, Женька выбрал путь в пилоты.

…К первому самостоятельному вылету готовился упорно. Ночами ему снился этот полет. Разбуди — без запинки ответит на все вопросы: как взлетать, как разворачиваться, как заходить на посадку… Летал он с упоением. Любил чуть приоткрыть фонарь — тугой ветер бьет, слепит. Откроешь рот и пьешь, пьешь настоянную на солнце медовую прохладную благодать и вкуснотищу… А внизу плыла земная пестрота — черные сгустки перелесков, желтые пятна болот, голубая холстина реки и похожие на лоскутное одеяло посевы…

Остался верен Женька и другой своей страсти — чтению. Нет счета прочитанным им книгам. Выдался свободный часок, устроился под плоскостью на чехлах, и зашелестели страницы. Ребята-сверстники называли его ходячей энциклопедией. Подробности всех событий, даты их свершения, имена исторических личностей — все это он знал и помнил.

В 1958 г. стал подумывать об академии. Но уйти на учебу означало оставить полеты. Этого не хотел и подал рапорт с просьбой зачислить на заочное отделение. Командование обещало содействовать, а тут вдруг «история с космосом».

Отборочная комиссия, которая многих не пропустила, ему дала «добро». В Звездный он прибыл в составе первой группы. Вместе с Гагариным, Титовым, Николаевым, Поповичем, Леоновым и другими начал знакомиться с «новой материальной частью», прошел долгий и сложный путь тренировок…

Если бы в апреле 1961-го его спросили, готов ли он первым шагнуть в космос, он не спасовал бы, не поддался бы власти сомнений. Для него мог быть лишь один ответ: «Готов!» И эту готовность к подвигу Евгений пронес в себе через все годы. Он вместе с Алексеем Леоновым готовился к старту «Восхода-2». Тогда он был дублером.

Свой шаг к звездам он сделал, когда на околоземной орбите сошлись и состыковались в единый комплекс два пилотируемых корабля «Союз-4» и «Союз-5». Тогда впервые была образована над планетой Земля экспериментальная орбитальная станция. Два космонавта — Евгений Хрунов и Алексей Елисеев, надев специальные скафандры, открыли люк и через открытый космос перешли в другой корабль.

Говорят, человек совершает каждое путешествие трижды: в первый раз — готовясь к нему, второй раз— проходя маршрут, и, наконец, в третий раз — вспоминая свой путь. Ка-залось бы, после января 1969-го для него должно было начаться это «третье путешествие». Но нет. Без вкуса познания нового, без напряженной работы, без особого ритма, который определяет занятость человека важным и нужным, жизнь была бы для Евгения Хрунова попросту пресной.

И снова были книги, бессонные ночи над учебниками, расчеты, прикидки, долгие консультации с учеными, поиски… И как итог всего этого — диплом Военно-политической академии имени В. И. Ленина, которую он заочно окончил с золотой медалью, ученая степень кандидата технических наук.

Комментирование закрыто
Читайте также

Ярослав Галан. Антифашист с Западной Украины

В условиях политического кризиса на Украине, сопровождающегося националистическими погромами под знамёнами бандеровщины

Валерий Чкалов: «Я — настоящий безбожник»

Николай Некрасов. Элегия

Николай Некрасов. «Железная дорога»

О коммунистической морали

Помоги проекту
Справочник
Справочник

Наш баннер
Счётчики
© 2005-2013 Коммунисты Столицы
О нас
Письмо в редакцию
Все материалы сайта Комстол.инфо
Красное ТВ МССО Куйбышевский РК КПРФ В.Д. Улас РРП РОТ Фронт Коммунисты кубани
Коммунисты Ленинграда ЦФК MOK РКСМб Коммунисты кубани Революция.RU