Другие новости

Колокол, предвещающий новую эру. Часть 2

6 сентября 2012 01:08
Михаил Кечинов


Окончание статьи о знаменитом итальянском философе, стоявшего у истоков коммунистической идеи, Томмазо Компанелло (начало: часть 1).

«Город Солнца» — самое значительное произведение Томмазо Кампанеллы. Оно создано, несомненно, под воздействием «Утопии» Томаса Мора: книга написана, так же как и «Утопия», в форме диалога между двумя людьми: Мореходом, вернувшимся из далекого плавания, и Гостинником. Мореход рассказывает Гостиннику о своем кругосветном путешествии, во время которого он оказался в Индийском океане на чудесном острове с городом Солнца.

Город расположен на горе и делится на семь поясов, или кругов. В каждом из них — удобные помещения для жилья, работы и отдыха, предусмотрены оборонные сооружения: валы, бастионы.

Главным управителем среди жителей города считается первосвященник, который на их языке носит название Солнце. Он решает все мирские и духовные вопросы. У него есть три помощника-управителя, которые пользуются одинаковыми правами: Могущество, Мудрость и Любовь. Первый занимается делами мира и войны. Мудрости подчинены искусства, строительное дело, науки, соответствующие им учреждения и учебные заведения. Любовь заботится о продолжении рода, воспитании новорожденных. Медицина, аптечное дело, все сельское хозяйство тоже в его ведении. Ему подчинены и те должностные лица, которым вверено управление питанием, одеждой.

Во время новолуния и полнолуния собирается Великий совет. Все, кому больше 20 лет, имеют право голоса для решения общественных дел. Они могут жаловаться на неправильные действия начальства или высказывать ему свою похвалу. Правительство, то есть Солнце, Мудрость, Могущество и Любовь, имеющие под своим началом три отрасли правления, собирается каждые восемь дней. Другие начальствующие лица избираются четырьмя высшими управителями. Недобросовестные начальники могут быть волею народа смещены. Исключение составляют четыре высших. Они подают в отставку сами, предварительно посоветовавшись между собою, и лишь тогда, когда на смену может прийти более мудрый, более достойный.

Устройство жизни в «Городе Солнца» — не плод кабинетных раздумий ученого-эрудита. По свидетельству участников калабрийского заговора свою коммунистическую программу, отображенную в книге, Кампанелла достаточно четко определил во время подготовки восстания против испанского владычества. И в проповедях перед народом, и особенно в тайных беседах с участниками заговора он ярко рисовал картину будущей идеальной республики, «где все будут жить общиной».

С возмущением пишет автор об угнетателях, погрязших в распутстве и безделье, жадных ростовщиках. В праздности и ленивой изнеженности проводят они свои дни, теряют человеческий облик, свою тупость и хищность скрывают под маской «благородного» происхождения, «обманчивой знатности» рода. Вместо этого несправедливого, порочного общества Кампанелла предлагает новый, основанный на социалистических принципах строй. На первое место он ставит вопрос о собственности. Частной собственности в городе Солнца нет. Община уравнивает людей. Они одновременно и богатые, и бедные. Богатые потому, что у них есть все, бедные потому, что у них нет своей собственности. Общественная собственность в «солнечном» государстве базируется на труде его граждан. Здесь любая служба почетна. Рабов, развращающих нравы, на острове нет: они в полной мере обеспечивают себя сами. Труд здесь является делом почетным и необходимым.

В государстве Кампанеллы установлено равенство мужчины и женщины. «Слабый» пол проходит даже военную подготовку, чтобы в случае войны участвовать в защите государства. Рабочий день у соляриев короче, чем у Т. Мора, — четырехчасовой. Интересна по тем временам мысль о том, что продолжительность рабочего дня можно сократить за счет технических нововведений, делающих труд более производительным.

Конечно, в мечтах о социализме у Кампанеллы было много наивного и ошибочного. Так, он предполагал государственную регламентацию брачных отношений, пренебрегающую личными привязанностями и интересами человека. Эта антигуманная мысль явно не вяжется с идеями об истинно социалистическом обществе. В городе Солнца признаются астрологические суеверия, существует религия, верят в бессмертие души.

Но в то же время «солнечное» государство — это союз жизнерадостных, патриотически настроенных людей, свободных от власти вещей. Это союз людей, которые умело сочетают труд физический и умственный, гармонически развивают свои физические и духовные силы. Это союз людей, для которых труд не каторга и мука, а приятное, увлекательное, овеянное славой и почетом занятие. Единство труда и наслаждения, труд как дело чести, соединение обучения с производительным трудом — эти мысли взяли на вооружение грядущие поколения социалистов. По замыслу и подходу к устройству и развитию общества утопия Кампанеллы — одна из самых полных и смелых. Автор с полной откровенностью обсуждает и решает социальные проблемы своего времени, многие из которых и теперь волнуют человечество.

Свое государство Кампанелла не случайно назвал город Солнца. Ведь оно так редко заглядывало в подземные казематы, где он томился!

…Из других произведений Кампанеллы любопытен трактат «Побежденный атеизм». Здесь звучат дерзкие вопросы: если бог беспредельно добр и вездесущ, откуда низвергается на нас такая тьма невзгод? Отчего всевышний наделил дьявола большей властью над своими тварями, чем себя? Что это: бессилие бога? Неведение? А может, он просто не хотел прийти к людям на помощь? Если это так, то он либо стар, слаб или ленив, либо невежда, либо нерадивый ко всему и жестокий. Почему бог не избавит человечество от голода, мора, войн?

Мир нужно изменить, так как он основан на несправедливых порядках. «Сильные мира сего, — пишет он, — строят себе лестницы из человеческих тел и запирают в клетки души, как птиц, они пьют кровь, питаются их мясом, и вид их страданий ласкает им взор, их стоны и слезы для них излюбленное зрелище».

Грозной атакой обрушился Кампанелла на церковь. Религия, утверждает он, не что иное, как обожествление человеком его собственных высших сил и способностей. Это положение при дальнейшем развитии привело в девятнадцатом столетии к знаменитой формуле материалистического философа Фейербаха: «Не бог создал человека, а человек создал бога». Идеи Кампанеллы не на шутку встревожили духовенство. Еще бы: автор не признавал ни рая, ни ада, ни чудес, ни церковных «таинств»!

Вопреки закону, запрещавшему судить сумасшедшего, римское правосудие решило наказать мятежника. Это было с точки зрения курии просто необходимо: для вольнодумцев — строгий урок, для Кампанеллы — суровая кара, для Рима — реверанс лояльности могущественным испанцам.

И вот звучит приговор: пожизненное заключение… Много раз мятежного монаха переводили из одной тюрьмы в другую. Из плохой — в худшую. Но в любых условиях Кампанелла продолжал работать.

Именно в это трудное время он узнает о Галилее. И, как ни трагична была его собственная судьба, Томмазо приветствует учение гениального астронома. Ему посвящаются «Четыре статьи о «Рассуждении» Галилея». А когда церковь объявила учение Коперника «глупым и абсурдным», «еретичным» и запретила Галилею, последователю великого польского ученого, развивать его, Кампанелла пишет новый трактат — «Апология Галилея». Умело используя цитаты из библии, он доказывает, что взгляды Галилея не противоречат священному писанию.

Шли годы, десятилетия. Кампанелла продолжал томиться в тюрьмах. Но как ни старались инквизиция и испанские власти вытравить из памяти народа имя этого мыслителя, им это плохо удавалось. Благодаря другу Кампанеллы Товию Адам и в протестантской Германии одна за другой появляются книги неаполитанского узника. В 1617 году вышел в свет «Предвестник восстановленной философии» — так Адами назвал найденную им рукопись раннего сочинения Кампанеллы. Затем он издал работы «О смысле вещей», «Апология Галилея», опубликовал под псевдонимом сборник стихов и, наконец, в 1623 году напечатал «Реальную философию», в составе которой впервые увидел свет «Город Солнца».

Кампанелла мечтает о свободе.

Он пишет послания сильным мира сего: обращается к папе Павлу V, императору Рудольфу II, королю Филиппу III, к великому герцогу Тосканскому, к римским кардиналам и австрийским эрцгерцогам. Он перечисляет свои книги — и те, что уже написаны, и те, что он мог бы еще написать. Но его судьба мало кого беспокоила.

Выручила активность многочисленных друзей. В мае 1626 года знаменитый узник после двадцатисемилетнего пребывания в тюрьмах увидел над своей головой солнце. Обрести свободу помогло и благоприятное стечение обстоятельств. Испанский вице-король в Неаполе герцог Альба рассорился с представителем папы римского Трамалли. Поскольку Кампанелла был не только организатором восстания в Калабрии против испанской оккупации, но и узником инквизиции, для его освобождения требовалось согласие святой службы. Герцогу Альба надоело вмешательство святой службы в политические дела, и он отдал приказ освободить организатора неудавшегося восстания. Томмазо прекрасно понимал, что теперь инквизиция воспылала к нему еще большей ненавистью и не оставит в покое, пока не добьется своего. Поэтому, оказавшись на свободе, он решил тайно покинуть город.

Однако выяснилось: полной свободы ему не предоставили. Было строгое предписание поселиться в монастыре Сан-Доминико-Маджоре и по первому же требованию вице-короля являться в тюрьму замка Кастель Нуово. Далее Кампанелла узнал, что он освобожден под залог в две тысячи дукатов, которые собрали его друзья. Но самое главное — по требованию испанского вице-короля за него поручились близкие ему люди. Нарушить условия властителя и махнуть рукой на залог еще можно было бы. Но подводить близких, ставить их под удар Кампанелла не мог. И он вынужден отказаться от своего плана, остаться в Неаполе. Этим и воспользовалась инквизиция.

Как только узник вышел из тюрьмы, римский представитель Трамалли срочно отправил донесение в Рим. Это сообщение вызвало там переполох: опасный еретик на свободе! Папа приказал установить за Кампанеллой постоянное наблюдение, при первой возможности арестовать и доставить его в Рим. Не прошло и месяца, как Кампанелла снова оказался в тюрьме инквизиции, на которую власть вице-короля не распространялась. Узник оказался в мрачном сыром подвале особняка на Пьяцца делла Карито.

Именно здесь тридцать пять лет назад Кампанелла начал мрачную тюремную эпопею. Пребывание в застенках инквизиции ничего хорошего не сулило. Но Кампанелла верит: счастье ему еще улыбнется! И не ошибся. Вновь помогла ссора великих мира сего. На этот раз трения возникли между папой Урбаном VIII и испанским двором Испанцы начали распространять ложные предсказания многочисленных астрологов о скорой смерти главы католической церкви. В гороскопах указывали даже дату смерти папы, якобы предсказанную расположением заезд Мнительный наместник бога поверил и окончательно потерял покой. Кампанелла решил использовать это для своего освобождения. Через приближенных папы он пустил слух, что знает секрет, как избежать судьбы, предсказанной звездами.

Вскоре об этом стало известно папе. Он заинтересовался судьбой знаменитого узника и распорядился доставить к нему Кампанеллу, который в беседе не только не стал опровергать предсказания астрологов, а, наоборот, добавил несколько наблюдений, подтверждающих опасность, нависшую над папой.

— Я могу спасти вас, но для этого я должен быть свободным и иметь в своем распоряжении все необходимое, — заявил Кампанелла.

Урбан VIII приказал выпустить узника. Мыслитель вновь обрел свободу. Свободу после 50 тюрем и 33 лет заключения.

И вот началась процедура спасения перепуганного папы. По вполне понятным причинам она проходила в совершенно секретной обстановке.

Урбан VIII беспрекословно выполнял все, что повелевал ему «спаситель»: становился на колени перед камином, пел, произносил молитвы, послушно повторял за Кампанеллой различную тарабарщину магических формул. А ведь за подобные языческие ритуалы святая служба немедленно отправляла их исполнителей на костер! Все процедуры Кампанелла проводил нарочито медленно. Он наслаждался тем, как первосвященник любой ценой стремился подольше задержаться на «этом сеете». Вопреки собственным проповедям, папа пытался изменить «волю божью» и отсрочить свое отправление в «рай».

Разумеется, в «роковой сентябрь» папа не умер. Это укрепило его веру в силу и знания Кампанеллы, с помощью которого ему удалось избежать «верной» смерти. Папа открыто высказывал признание своему «спасителю» часто приглашал его к себе на беседы. Пользуясь высоким покровительством, Томмазо добился, чтобы ему вернули конфискованные и запрещенные инквизицией рукописи.

Покровительство Урбана он стремился использовать не только в своих интересах, но и в интересах любимой родины. Все годы тюремного заточения его не покидала мечта об освобождении Калабрии. Через своего любимого ученика Пиньятелли он снова начинает готовить восстание. В заговор вошли несколько влиятельных  лиц Неаполя и других городов Италии. И опять неудача. числе заговорщиков оказался предатель. Пиньятелли попал под арест испанцев. Кампанелле ничего не оставалось, как срочно покинуть родину. Глубокой ночью под чужим именем в экипаже французского посла он навсегда уезжает из Италии.

Во Франции знаменитого философа, легендарного узника инквизиции встретили с большими почестями: ведь он был еще и противником Испании — давнего врага Франции. Кампанеллу приглашают во дворец. Людовик XII поднялся с трона и пошел навстречу легендарному старцу, согбенному годами и лишениями, обнял и расцеловал его. Посла столь теплой аудиенции Кампанеллу поселяют в доминиканском монастыре на улице Сент-Оноре,  устанавливают пенсию.

До последних дней своей жизни  Кампанелла продолжал учиться и  учить, оставался ненасытным к  знаниям. По поручению Ришелье  он руководит учеными собраниями, на основе которых вскоре вырастает Французская академия наук. В семьдесят лет он с интересом изучает сочинений философа Декарта и стремится встретиться с ним лично.

Умер Кампанелла 21 мая 1639 годе в монастыре св. Якова. Символическое совпадение: через полтора века он стал политическим клубом якобинцев, которые объявили войну тирании, софистике и лицемерию, подняли знамя борьбы против феодальных порядков…

До конца жизни Томмазо Кампанелла, как и герои «Города Солнца», твердо верил и то, что в мире настанет время, когда люди будут жить по обычаям государства, созданного его мечтой, Конечно, современный читатель встретит в книге много наивного. Но нельзя забывать, что автор жил и трудился в ту пору, когда инквизиция сожгла на костре Джордано Бруно, жестоко преследовала Галилео Галилея.

Замечательный мыслитель до последнего дыхания был «колоколом, предвещающим новую эру» — эру свободы и братства, а его замечательные произведения были мощным оружием против тирании и эксплуатации, служили наряду с другими источниками для разработки К. Марксом и Ф Энгельсом учения о научном коммунизме.

 

4 комментария
Читайте также

Семейные ценности – и ширма, и содержание

В России провластные и околопровластные СМИ то и дело говорят о защите так называемых «семейных ценностей» от пропаганды нетрадиционной сексуальной ориентации, идущей с Запада. На Западе не опровергают этого, наоборот, подтверждают — только прикрываясь так называемой «свободой личности» и «равноправием гендеров».

С буржуазной псевдонауки хоть диалектики клок

Лишние люди капитализма

Очередные поиски «ведьм-гомофобов»

Обыкновенный врач оказался сильнее святой воды

Помоги проекту
Справочник
Справочник

Наш баннер
Счётчики
© 2005-2013 Коммунисты Столицы
О нас
Письмо в редакцию
Все материалы сайта Комстол.инфо
Красное ТВ МССО Куйбышевский РК КПРФ В.Д. Улас РРП РОТ Фронт Коммунисты кубани
Коммунисты Ленинграда ЦФК MOK РКСМб Коммунисты кубани Революция.RU