Другие новости

Берлинская стена

13 августа 2011 14:30
Татьяна Васильева


13 августа 1961 года, началось строительство Берлинской стены, которая стала главным символом «холодной войны». То, чем эта война закончилась, позволяет сегодня «победителям» и их поклонникам сваливать всю вину за конфронтацию на советскую сторону. Горбачёва носят на руках как освободителя, как объединителя Германии, которая была разъединена коварными, кровожадными большевиками. Победителей, как известно, не судят, но всё же…

Берлинская стена появилась спустя 16 лет после безоговорочной капитуляции Германии. За это время в центре Европы возникло два антагонистических государства – ФРГ и ГДР. В мире сложилось два противоположных военных блока – НАТО и Варшавский договор. Нелишним будет напомнить, что ФРГ появилась раньше ГДР, НАТО – раньше Варшавского договора. По сути, создание ГДР и подписание Варшавского договора было ответом на конфронтационные шаги Запада. Так что зачинщикам «холодной войны» не удастся спрятаться за мифами об агрессивной сущности коммунизма.

СССР никогда не настаивал на разделе Германии, потому что разделённым оказался бы прежде всего немецкий народ. Силой навязывать немцам коммунизм также никто не собирался, однако и отдавать Европу, в освобождение которой Советский Союз внёс решающий вклад, под безраздельный контроль и влияние империалистических союзников по коалиции было бы преступлением по отношению и к освобождённым народам Европы, и к советскому народу-победителю. В этом случае новый военный поход Запада, в недрах которого и зародилось такое чудовище, как фашизм, против социалистического Союза был бы неизбежен. Да и перспективы возрождения фашистских корней на буржуазно-либеральной почве, судя по тому, что мы наблюдаем сегодня, были вполне реальны.

Согласно решениям Потсдамской конференции, состоявшейся летом 1945 года, Германия была разделена на 4 оккупационные зоны (СССР, США, Великобритания, Франция). Берлин, находившийся в советской зоне, был также разделён на 4 соответствующих сектора. При этом провозглашалась цель сохранения единства Германии, а временное четырехстороннее управление осуществлял Контрольный комитет.

Можно ли считать выполнением этих решений создание единого экономического пространства из американской, английской и французской зон и проведение на этой территории денежной реформы, а также последующее объединение зон западной оккупации в ФРГ? Именно к этому последовательно шли бывшие союзники СССР и пришли к маю 1949 года.

То, что американские и английские империалисты испугались коммунизма, они и не скрывали. Они испугались его ещё тогда, когда начал расти и развиваться СССР, когда, несмотря на неторопливую союзническую помощь, Красная армия громила фашистов и двигалась к Берлину. Ещё в апреле 1945 года Черчилль говорил: «В дальнейшем отношения с СССР возможно строить только при признании русским народом англо-американской силы». Американцы вообще сделали антикоммунизм официальным курсом своей внешней политики.

Советское руководство и не рассчитывало на искренность своих бывших союзников. Всё, что тем надо было, они от коммунизма получили – теперь его необходимо было уничтожить. Но Сталин, а затем и Хрущёв не позволили этого сделать. Стойкость, решимость, последовательное выполнение ранее достигнутых договорённостей вынуждали Запад идти на нарушения, предпринимать агрессивные шаги, в ответ на которые СССР принимал вполне адекватные меры. Так было и с Берлинской стеной.

Уже существовала Германская Демократическая Республика, которая  возникла в ответ на создание Западом ФРГ. Советский Союз фактически передал свой сектор Берлина ГДР. При этом западный Берлин оставался под властью оккупационных сил США, Великобритании и Франции. Запад не признавал тогда ГДР, что не мешало республике существовать и быть членом Варшавского Договора. США, Великобритания и Франция, как и ФРГ, входили в противоположный блок – НАТО.

В исторических очерках о том времени часто единственной причиной строительства стены называется массовое бегство граждан ГДР через Западный Берлин в ФРГ – от коммунизма, говорят, бежали. Ну кто-то действительно бежал от коммунизма, предварительно получив в ГДР бесплатное образование. Было бы странно, если бы в стране, вступившей на путь коммунизма после поражения в войне с этим самым коммунизмом, не нашлось никого, кто предпочёл бы, используя открытую границу, продать себя подороже на антикоммунистическом Западе, вместо того чтобы в несколько более стеснённых материальных условиях участвовать в развитии своей страны на принципах равенства и братства. Ещё более странно было бы, если бы антикоммунистический Запад не поощрял такого бегства от коммунизма. Впрочем, в обратную сторону бегство также наблюдалось, в гораздо меньших масштабах конечно – главным образом людей привлекали социальные льготы Восточной Германии.

Не надо быть экономистом, чтобы понять, экономика какой страны страдала от такого расклада. Кроме того, в самом центре ГДР, в свободном контакте с её столицей, находилась фактически военная, политическая и идеологическая база антикоммунистического блока НАТО. Не надо быть работником спецслужб, чтобы понять, как этим уникальным обстоятельством пользовались те, кто сразу после окончания Второй мировой войны объявили непримиримую войну коммунизму. Шпионы разведок капиталистических стран собирали разведданные в прогулочном режиме.

Несмотря на то, что никакого четырёхстороннего управления Германией уже не существовало, четырехстороннее присутствие в Берлине известным трём сторонам было крайне выгодно. Никакие предложения советской стороны не принимались, хотя они учитывали сложившуюся к тому времени реальную обстановку. В частности, СССР предлагал отказаться от четырёхдержавного управления Берлином и превратить западную его часть в свободный, независимый, демилитаризированный город. Это означало бы конец оккупации Германии странами-победительницами. Однако это означало бы и признание ГДР, столицей которой оставалось бы восточная часть города. Это означало бы шаг к миру в Европе, признание послевоенных границ, которые складывались при непосредственном участии всех четырёх сторон.

Ничего этого не происходило. В западной части Берлина действовала валюта ФРГ, там прошли сепаратные выборы в городской парламент, действовала особая западноберлинская конституция, и при этом граница с ГДР была совершенно открытой. С учётом того, что западные державы полностью игнорировали предложения СССР, злоупотребляя сложившимся положением, далее держать границу открытой не представлялось возможным.

На совещании секретарей коммунистических и рабочих партий стран Варшавского Договора (3-5 августа 1961 года) было выдвинуто предложение создать укреплённую государственную границу между ГДР и Западным Берлином. Соответствующее решение было принято Народной палатой ГДР 11 августа. 13 августа началось строительство Берлинской стены, которая дала возможность восточным немцам остановить отток людей и средств в другую Германию, закрыть лазейки для западных разведок, восстановить контроль над своей территорией, своим населением и экономикой, укрепить свое положение и создать основы для самостоятельного развития республики.

Лишь спустя 10 лет Запад признал ГДР, существующие границы и особый статус Западного Берлина, чему немало способствовала миролюбивая внешняя политика СССР. За это время мир не раз стоял на пороге третьей мировой войны. Опаснейшая ситуация возникла вскоре после окончания строительства Берлинской стены, 28 октября 1961 года, когда американцы вознамерились снести пограничные укрепления в Берлине бульдозерами при поддержке танков. Советские военные встали на защиту границ ГДР. Бульдозеры были заблокированы, американские и советские танки всю ночь простояли с наведёнными друг на друга орудиями. За поручнями башен советских танков виднелись букеты живых цветов – от жителей Берлина… Говорят, американцы были потрясены дисциплиной, выдержкой и стойкостью советских танкистов. Ни один из них не покинул боевой машины, ни одна из машин не сдвинулась с места, пока не поступил приказ отступить с позиций. Через 20 минут отступили и американцы.


6 комментариев
Читайте также

Казахстан: забастовка в West Oil Software

Вторую неделю подряд в Мангистау бастуют работники нефтесервисной компании West Oil Software. Стачка началась 11 декабря в селе Жетыбай. Люди требуют перевести их в структуру нацкомпании «КазМунайГаза» и выплачивать зарплату в соответствии с единой системой оплаты труда и модернизировать технику, на которой работают.

Почему многополярность лучше?

Фатальная ложь

Так где же режим более фашистский?

Казахстан: Очередные поблажки торговцам

Помоги проекту
Справочник
Справочник

Наш баннер
Счётчики
© 2005-2013 Коммунисты Столицы
О нас
Письмо в редакцию
Все материалы сайта Комстол.инфо
Красное ТВ МССО Куйбышевский РК КПРФ В.Д. Улас РРП РОТ Фронт Коммунисты кубани
Коммунисты Ленинграда ЦФК MOK РКСМб Коммунисты кубани Революция.RU