Похоронить Ленина можно, но забыть о нем нельзя
Михаил Кечинов
Тема захоронение тела Владимира Ильича Ленина, кажется, неиссякаема.Это стало весьма удобной «зацепкой» для обращения к теме социализма и Советского Союза как для желающих оболгать и раскритиковать то время, так и для тех, кто вспоминает СССР с теплотой и с пониманием преимуществ, которые были «в руках» каждого живущего в созданной Лениным стране и которые сегодня безвозвратно утеряны.
Личность вождя мирового пролетариата вызывает неоднозначное отношение. Но большинство его недоброжелателей почему-то наши современники, но никак не современники Ленина.
О В.И.Ленине высказывались Р.Роллан и Б.Рассел, Т.Драйзер и М.Ганди, М.Гарден и Л.Фейхтвангер. Как видно, мнения непредвзяты, поскольку люди эти не связаны общностью мировоззрений и жизнеустройства.
Например, француз Ромен Роллан, отличаясь в целом неприятием идей марксизма и коллективизма как таковых, говорил о восхищении конкретно Лениным как о человеке со стальной волей, о человеке, бескорыстно пронесшим сквозь всю свою жизнь потрясающую верность идее, которую он считал истинной.
Англичанин Бертран Рассел считал Ленина личностью, осуществившей уникальный синтез в области мысли, и сравнивал его с Эйнштейном, давшим миру столь же много, но в области практики.
Для американца Драйзера, живущего в среде прагматиков и идеологов капитализма, Ленин стал воплощением идей справедливости и гуманизма. Великий писатель утверждал, что государство, созданное им, останется непреходящим образцом для будущих времен.
А, по мнению британского дипломата А.Керра, Ленин с удивительной основательностью и последовательностью реализовывал в жизнь грандиозную по своей значимости нравственную идею.
Ленин сумел развеять в ничто лукавые и зачастую фарисейские мудрствования буржуазных деятелей в области мысли. Он более чем убедительно смог доказать, что пацифизм не есть миролюбие, парламентаризм не имеет совершенно ничего общего с подлинной демократией, а наличие юридического кодекса ровным счетом ничего не говорит о справедливости.
Сегодняшние же псевдодемократы уж непонятно по собственному ли недопониманию или осознанно (хотя сегодняшние уже, скорее всего, осознанно) перевирают ленинские высказывания, очевидно, желая высосанными недостатками той идеологии перекрыть явные несоответствия и несправедливости в идеологии нынешней.
А, быть может, опорочиванием советского строя и Ленина как его основателя они желали бы продемонстрировать, что, мол, всем только кажется, что сегодня все плохо, тогда тоже был «не сахар». А все сегодняшние неудачи власть пытается представить как результат тяжелейшего наследия, доставшегося ей от тех времен.
Интересно и отношение к личности В.И.Ленина со стороны представителей отечественной православной церкви. В советские времена, церковные пастыри, судили о нем с точки зрения благ, созданных для масс, для пресловутого «среднестатистического» жителя страны. Поэтому и упоминали в своих обращениях к народу об отсутствии расовых различий, об обеспеченности элементарными жизненными потребностями, о социальном равенстве. Ведь все это, если хоть сколько-нибудь вдуматься, является и основой евангельского учения.
Что же мы слышим от сегодняшних православных руководителей, вновь «обремененных» землями и зданиями храмов? Высказывания не просто противоположные, но подчас кровожадные и столь агрессивные, что просто диву даешься! Скажем, московский протодиакон А.Кураев – профессор духовной академии – утверждает, что Ленин начал разрушение России. Хотя такого рода заявление можно считать интеллигентно-гуманистическим на фоне высказанных вслух прочих мыслей.
Так, по мнению некоторых священнослужителей, Ленин то палач, то садист, то террорист… Похоже, что их проповеднические призывы – ничего не значащая риторика, и реально существующая на сегодняшний день статистика безработицы, увеличение процента смертности, наркомании и обнищания народа не трогает их нисколько. А берет их «за живое» лишь то обстоятельство, что после 1917 года у церкви были отняты земельные угодья и богатства, да ностальгия по многочисленным крепостным, обеспечивавшим священнослужителям Российской Империи сытую жизнь и едва ли не безграничную власть. Ведь священники, действительно желающие добра своей пастве, не пытались бы дискредитировать человека, на деле помогшего этой самой пастве, пусть даже в ущерб личным интересам этих священников.
Для дискредитации Ленина, прежде всего, используется фальсификация и перевирание его учения о свободе как таковой. Сейчас под свободой почему-то разумеют невозбранное право каждого ругать правительство, как говорится, на каждом углу. Согласитесь, скудное и ограниченное понятие свободы. Ленин же под настоящей свободой разумел свободу от страха за судьбы своих близких, от страха перед нищей старостью и перед возможностью в любой момент потерять работу и, следовательно, средства к существованию. В своих работах он ставит вопросы, позволяющие здравым и логичным путем дойти до сути этой проблемы, как, впрочем, и каждой, которая попадала в поле его исследований.
Между тем, каждому человеку, пытающемуся найти объективный ответ на интересующий его вопрос, следовало бы не выслушивать полемику, которая ведется в телестудиях весьма сомнительными знатоками ленинских теорий, а самим ознакомится с оригиналами его произведений. Ведь и ведущие, и участники таких дискуссий – люди, мыслящие предвзято, и не стоит смотреть на проблему сквозь призму их субъективизма. Итогом же нынешних ток-шоу (именно так нужно именовать нынешние телепередачи, на дискуссии они попросту не тянут) является метание мировоззренческих позиций целых масс народа из одной крайности в другую. К тому же, людей приучили к сенсациям и поверхностному мышлению. Громкие фразы, броские заявления целиком занимают умы вполне нормальных людей и сказанное неделю назад напрочь забывается перед очередной свеженькой «правдой» или разоблачением.
Несмотря на постоянные упоминания имени В.И.Ленина, мы сегодня знаем его крайне мало. Литературы, посвященной его деятельности много, трудов его издано в свое время тоже было предостаточно, но взять на себя труд изучить эти материалы уже не хочет никто. А поверхностное знание приводит именно к тому, что мы сегодня и наблюдаем.
Сегодня обязанность отстаивать ленинские идеи и обелять его имя от клеветы должна была бы взять на себя КПРФ. Конечно, ее нельзя обвинять в полнейшей пассивности. Но очень жаль, что вся деятельность этой организации сводится к интервьюированию руководства компартии и участию в нынешних ток-шоу. Да и за годы, прошедшие после развала Союза, политика соглашательства с властями ведется постоянно. Жизненные же проблемы декларациями на бумаге решить нельзя. Между тем, не наблюдается реальных практических действий, направленных на улучшение условий жизни обычных людей, требований к властям, акций протеста и митингов (кучки время от времени выходящих на улицу пенсионеров не в счет). Да, неудивительно, что позиции популярности КПРФ и доверия к ней со стороны людей неуклонно уменьшается.
А ведь Ленин вел работу совсем не так. Полулегальная партия, подпольно ведущая издательскую и организационную деятельность, умела вывести на улицы сотни тысяч людей, убеждала голодных рабочих, обремененных голодными же семьями, бастовать и на баррикадах отстаивать и завоевывать свои права и свободы. И все это на фоне беспрецедентных для нашего времени силовых мер, предпринимаемых со стороны правительства. А, может быть, просто мы не пытаемся глубоко изучать и анализировать общество, в котором сами же и живем, не ищем общего языка друг с другом, и вообще еще не дошли до той самой кардинальной черты, за которой низы так жить больше не хотят, а верхи уже ничего не могут?
Похороны Ленина состоятся, это неизбежно, ведь не будет же его тело лежать в мавзолее вечно. Когда? Может, в ближайшие годы, а, возможно, через несколько поколений. Это абсолютно не важно, поскольку те, кто сегодня боятся потерять источники своих доходов, многочисленную собственность и власть, похоронами Ильича не решат своей проблемы страха перед голодными и обозленными людскими массами. Имя Ленина будет наполнено смыслом до тех пор, пока на обломках нынешнего мирового хаоса не будет построено социально справедливое общество. Так что, господа сильные мира сего, придется потерпеть.