Коммунисты Столицы

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.


Расширенный поиск  

Новости:

Реклама

Автор Тема: Профессор Семёнов Ю.И. Обзор вклада в науку  (Прочитано 24455 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.

Елефтерий

  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 448
    • Просмотр профиля
    • E-mail

Юрий Иванович Семёнов (род. 5 сентября 1929, Свердловск, СССР) — советский и российский историк, философ, этнолог, специалист по философии истории, истории первобытного общества, теории познания; создатель оригинальной глобально-формационной (эстафетно-стадиальной) концепции мировой истории. Кандидат философских наук, доктор исторических наук, профессор.

Окончил исторический факультет Красноярского государственного педагогического института. Некоторое время преподавал историю в провинциальных вузах. После того, как его работы в области антропосоциогенеза привлекли внимание видных московских учёных, защитил докторскую диссертацию в Институте этнографии (1963 год).

В 1967 году Семёнов становится профессором кафедры философии Московского физико-технического института (г. Долгопрудный), где проработал полвека и продолжает работать до настоящего времени (осень 2016 года).

Также по совместительству долгое время работал в Институте всеобщей истории АН СССР и Институте этнологии и антропологии РАН.

Начав научную карьеру с изучения первобытного общества, Семёнов одновременно разрабатывал проблему политарного общества — первого классового общества, предшествовавшего феодализму. Исследование в этой области привело его к созданию глобально-стадиальной концепции мировой истории. На протяжении всей своей научной карьеры разделяя основные положения марксизма, Семёнов вместе с тем развивал эти идеи на основе нового фактического материала, став, таким образом, одним из видных представителей советского (а затем — российского) «творческого марксизма».

Источник: Википедия
Записан

Елефтерий

  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 448
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Re: Профессор Семёнов Ю.И. Обзор вклада в науку
« Ответ #1 : 24 Октября 2016, 16:16:12 »

Родился 5 сентября 1929 года в семье железнодорожника. Отца в 1931 году перевели на работу на Украину, затем, в 1936 году, — в Сибирь.

В 1947 году поступил на исторический факультет Красноярского государственного педагогического института. Уже по итогам первого курса Семёнов получил одну из двух выделенных вузу именных стипендий и продолжал оставаться сталинским стипендиатом все последующие годы. После завершения обучения в институте с отличием окончил отделение философии годичных курсов преподавателей общественных наук при Уральском государственном университете. Там же он сдал все экзамены кандидатского минимума по философии. Отклонив предложение заведующего кафедрой философии УрГУ М. Т. Иовчука поступить к нему в аспирантуру, Семёнов вернулся в Красноярск, где с 1952 года стал старшим преподавателем, а затем доцентом, кафедры философии КГПИ, а также вёл активную научную деятельность.

Уже тогда Юрий Иванович заинтересовался вопросами теории познания и азиатского способа производства. Без отрыва от преподавательской деятельности он написал работу «Некоторые проблемы предыстории человеческого мышления», которую представил в качестве диссертации на соискание учёной степени кандидата философских наук. Однако члены кафедры философии Томского государственного университета посоветовали ему переделать работу, выбросив все положения, которые выходили за рамки общепринятого в науке. Не желая портить труд, Семёнов в течение двух недель на основе одной из глав прежней работы написал новую — «Возникновение и основные этапы развития труда (в связи с проблемой становления человеческого общества)», которую и защитил 21 ноября 1956 года.

В 1957 году в «Учёных записках КГПИ» была напечатана его статья «К вопросу о первой форме классового общества», в которой он доказывал, что первой классовой общественно-экономической формацией была не рабовладельческая, как это было общепризнанно в советской науке, а та, которая была основана на способе производства, названном К. Марксом азиатским.

В 1962 году Семёнов опубликовал монографию «Возникновение человеческого общества». С этого же года он стал заведовать кафедрой философии Рязанского медицинского института имени И. П. Павлова. Оказавшись вблизи Москвы, Юрий Иванович предоставил свою монографию в сектор исторического материализма Института философии в качестве диссертации на соискание учёной степени доктора философских наук. Однако Институт философии тянул с рассмотрением работы молодого учёного, и в результате Семёнов получил предложение от известного советского антрополога Г. Ф. Дебеца защитить диссертацию в Институте этнографии. 18 июня 1963 года состоялась защита в виде представления монографии «Возникновение человеческого общества», по итогам которой Юрию Ивановичу была присуждена степень доктора исторических наук. Официальными оппонентами были выдающиеся советские учёные — доктор биологических наук Георгий Францевич Дебец, доктор исторических наук Павел Иосифович Борисковский, доктор исторических наук Борис Осипович Долгих и доктор философских наук Александр Георгиевич Спиркин. По словам самого учёного, на тот момент он стал самым молодым доктором наук в Советском Союзе

В 1967 году Семёнов становится профессором кафедры философии Московского физико-технического института (г. Долгопрудный). В 1980—1984 гг. он — заведующий этой кафедрой, затем — снова профессор. Одновременно с преподаванием философии в МФТИ Семёнов работал по совместительству: в 1968—1970 гг. — старшим научным сотрудником сектора методологии истории Института всеобщей истории АН СССР, с 1972 по 2002 г. — старшим, ведущим, главным научным сотрудником сектора истории первобытного общества, а после его упразднения — Центра по исследованию межнациональных отношений Института этнографии АН СССР (с 1990 г. — Институт этнологии и антропологии РАН), с 1999 года — профессором кафедры социальной философии философского факультета Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова.
Записан

Елефтерий

  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 448
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Re: Профессор Семёнов Ю.И. Обзор вклада в науку
« Ответ #2 : 24 Октября 2016, 16:20:24 »

Работы Ю.И.Семёнова по Антропосоциогенезу

Начав свою педагогическую карьеру с преподавания философии, Ю. И. Семёнов планировал сосредоточить в этой области знания и свои научные работы, но, по его собственным словам, начиная с конца 1960-х годов у него практически полностью исчезла возможность публиковать работы по теории познания и философии истории: «В результате я стал заниматься проблемами той области знания, где преград было значительно меньше — истории первобытного общества, а тем самым и этнографии первобытности».

В этой области Юрий Иванович начал с исследования проблемы возникновения человека и человеческого общества. В монографии «Возникновение человеческого общества» (1962; переиздана в доработанном виде в 1966 году под названием «Как возникло человечество»; снова переиздана с новым предисловием и приложениями в 2002 году) он впервые в науке показал, что становление человека (антропогенез) нельзя понять, не рассмотрев становление общества (социогенез), что антропогенез и социогенез представляют собой не два самостоятельных, хотя и тесно связанных процесса, а две стороны одного единого процесса — антропосоциогенеза.

Семёнову удалось показать, что история человечества прежде всего делится на два основных этапа: (1) эпоху антропосоциогенеза, когда ещё только формирующиеся люди (пралюди) жили в ещё только формирующемся обществе (праобществе) и (2) эпоху развития готового сформировавшегося человеческого общества, стадиями развития которого являются общественно-экономические формации. Период от завершения антропосоциогенеза до возникновения классов и государства (первобытного общества) был подразделён на эпохи раннего первобытного (первобытно-коммунистического), позднего первобытного (первобытно-престижного) и предклассового (переходного к классовому) общества.

Согласно Семёнову, суть социогенеза состояла в становлении социальных (прежде всего коммуналистических экономических) отношений, ранее на Земле никогда не существовавших, и обуздании ими зоологических инстинктов: пищевого и полового. Вначале был подавлен и введён в социальные рамки первый, а значительно позднее и второй. Половой инстинкт был окончательно поставлен под социальный контроль с появлением экзогамии, рода и группового дуально-родового брака. В результате на смену формирующемуся человеческому обществу (праобществу) пришло готовое сформировавшееся общество в форме первобытно-коммунистического. Завершение становления общества было одновременно завершением и становления человека. Вместе с родом возник и Homo sapiens. Более детально процесс становления первобытно-коммунистических отношений был раскрыт в работе «На заре человеческой истории» (1979).

Уже в книге «Как возникло человечество» (1966) был дан первоначальный набросок картины возникновения брака и семьи.

Окончательно новая схема эволюции брака и семьи был изложена в другой работе — «Происхождение брака и семьи» (1974), в которой развитие было доведено до нашего времени. Были выделены стадии:

(1) неограниченного промискуитета,
(2) ограниченного во времени промискуитета,
(3) дуально-родового группового брака,
(4) эгалитарного индивидуального брака,
(5) патриархического индивидуального брака и
(6) неоэгалитарного индивидуального брака.

Помимо всего указанного, в работе «Как возникло человечество» было показано возникновение тотемизма, раскрыт механизм происхождения первой формы религии и выявлены основные стадии эволюции религии в первобытную эпоху: магия, оменализм, фетишизм, эманизм, демонизм, политеизм. Предпринят был и детальный анализ происхождения веры в душу. В последующих работах были вскрыты две основные стадии развития религии в классовом обществе: религии сервиологические (страха и повиновения) и религии сотериологические (спасения и посмертного воздаяния).

Резонанс.

Уже первая работа Семёнова по проблемам становления предклассового общества вызвала интерес на Западе, хотя там, как и в Советском Союзе, она получила неоднозначную оценку. Американский палеоантрополог Ричард Клейн в рецензии на книгу «Как возникло человечество» писал: «[Работа Семёнова] главным образом страдает от его способа поиска истины — желания строго определить время первого появления экзогамии и тотемизма. Я думаю, что не совру, если скажу, что, с точки зрения западных праисториков, ошибочными кажутся не столько ответы Семёнова, сколько вопросы, которые он задаёт». Американский генетик Феодосий Добржанский поставил под сомнение ряд утверждений Семёнова, но не привёл никаких аргументов, которые бы опровергали положения рецензируемой им книги.

Вместе с тем английский философ и социальный антрополог Эрнест Геллнер, проанализировав научный вклад Семёнова в области изучения становления первобытного общества, назвал его одним из «наиболее эрудированных историков антропологии и других общественных наук. Он весьма полно и точно осведомлён об антропологических исследованиях на Западе и к тому же обладает замечательным даром сжатого и беспристрастного изложения научных идей. … Но труды Семёнова выходят далеко за рамки анализа тех или иных научных направлений. Он показал себя и как самостоятельный теоретик, причём творчески мыслящий, изобретательный и оригинальный. Будучи приверженцем марксизма, он быстро воспринимает проблемы, пронизывающие теоретическую структуру этого учения, и выдвигает идеи, важные для развития этих проблем».

Российский этнолог Г. Е. Марков в рецензии на «Происхождение брака и семьи» также отмечал большое количество спорных утверждений, но в целом был согласен с тем, что «новая монография Ю. И. Семенова имеет большое научное значение» (Марков Г. Е. [Рецензия: Ю. И. Семёнов. Происхождение брака и семьи]. // Вопросы истории. — 1976. — № 6. — С. 159–162.).
Записан

Елефтерий

  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 448
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Re: Профессор Семёнов Ю.И. Обзор вклада в науку
« Ответ #3 : 24 Октября 2016, 16:23:13 »

Первобытная экономика и предклассовые общества

Решив в основном проблему происхождения общества, Семёнов занялся детальным исследованием первой формы его существования — первобытного общества. В 1960—70 годах в центре внимания западных этнологов оказались два вида экономических систем: первобытная экономика и крестьянская экономика. Выделился особый раздел этнологии (социальной антропологии), который специализировался на исследовании первобытных и крестьянских экономических отношений, получивший на Западе название экономической антропологии. Многие экономические антропологи пытались создать теорию первобытной экономики, к разработкам в этом направлении присоединился и Юрий Иванович. В работе «Экономическая этнология. Первобытное и раннее предклассовое общество» (Вып. 1—3. 1993) им была изложена система категорий, отражающая как статику, так и динамику развития экономических отношений, начиная с первобытно-коммунистических и кончая тем способом производства, который долгое время было принято именовать «азиатским».

Разработка теории первобытной экономики сделала возможным создание периодизации эволюции первобытного общества. Были выделены стадии

(1) раннего первобытного общества,
(2) позднего первобытного общества и
(3) предклассового общества.

Эта периодизация сейчас широко используется в российской науке. Развивая дальше эту периодизацию, Семёнов пришёл к выводу, что две первые ступени развития первобытного общества представляют собой не стадии эволюции одной общественно-экономической формации, а две тесно связанные, но, тем не менее, разные общественно-экономические формации: первобытно-коммунистическую и первобытно-престижную. Во второй первобытной формации огромную роль играла т. н. «престижная экономика».

Резонанс. Религиовед и этнограф П. И. Пучков в своей рецензии на книгу «Экономическая этнология» дал монографии общую высокую оценку и отметил, что «исследование Семёнова и по теоретической глубине, и по глобальности охвата темы (использован материал более чем по 400 народам), безусловно, представляет собой новую ступень в изучении первобытной экономики». «Следует также отметить, — акцентировал рецензент, — что книга Семенова — единственное в российской этнологической науке подробное исследование социально-экономических отношений в первобытном обществе, которые к тому же показаны в своем развитии».

Историк А. В. Коротаев в полемической статье «Некоторые проблемы эволюции архаических (и не только архаических) обществ», рассматривая монографию Семёнова «Экономическая этнология. Первобытное и раннее предклассовое общество» (1993) и статью «Переход от первобытного общества к классовому: пути и варианты развития» (1993), писал:

«Действительно, о существовании альтернатив ставшей к настоящему времени почти классической схемой социально-политической эволюции „локальная группа — вождество — сложное вождество — раннее государство“ некоторые исследователи писали задолго до Ю.И.Семёнова. Но только Ю.И.Семёнов дал подробное рассмотрение и достаточно строгое описание на гигантском фактическом материале основных альтернатив вождеству. И мне не известны какие-либо полноценные аналоги подобной работе не только у нас, но и на Западе…».

Вместе с тем в примечаниях к статье Коротаев отметил: «Хотя в указанной выше работе [статье 1993 года] марксистская ортодоксия Ю. И. Семёнова сыграла с ним, на мой взгляд, злую шутку, не позволив ему извлечь из того колоссального фактического материала, который был им проработан, всех тех выводов, которые можно было бы сделать, отказавшись от некоторых марксистских догм, например от отождествления общего уровня развития архаических обществ с уровнем развития в них отношений эксплуатации».
Записан

Елефтерий

  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 448
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Re: Профессор Семёнов Ю.И. Обзор вклада в науку
« Ответ #4 : 24 Октября 2016, 16:26:33 »

«Политарный» способ производства

При исследовании социально-экономической структуры предклассового общества Семёнов выявил существование трёх новых форм эксплуатации человека человеком, которые он назвал доминарной, магнарной и нобиларной. В последующем он пришёл к выводу, что в предклассовом обществе параллельно существовало, по меньшей мере, шесть социально-экономических типов социоисторических организмов и поэтому его нельзя охарактеризовать как общественно-экономическую формацию. Один из этих типов — формирующееся общество с «азиатским способом производства». Именно это общество дало начало первым классовым социоисторическим организмам, первым цивилизациям.

Юрий Иванович многие годы работал над проблемой «азиатского» способа производства, а тем самым и «азиатской» общественно-экономической формации. Его работа, в которой он первым в СССР после насильственного прекращения властью в начале 1930-х годов первой дискуссии об азиатском способе производства выступил с критикой безраздельно господствовавшей в советской исторической и философской науке точки зрения на социально-экономический строй Древнего Востока как на рабовладельческий, была опубликована ещё в 1957 году. И только спустя семь лет (в 1964 году) не только в СССР, но и среди последователей марксизма во всём мире, началась вторая дискуссия об азиатском способе производства, в которой учёный принял самое активное участие на стороне противников ортодоксального взгляда.

В результате многолетних научных разработок Юрий Иванович пришёл к выводу, что суть «азиатского» (политарного — по терминологии Семёнова) способа производства заключается в общеклассовой частной собственности как на средства производства, так и на личности производителей. Поскольку общеклассовая частная собственность всегда приобретает форму государственной, то это неизменно влечёт за собой совпадение класса эксплуататоров если и не со всем государственным аппаратом, то, во всяком случае, с его ядром. Члены господствующего класса — политаристы — владели средствами производства и производителями материальных благ только сообща. Поэтому они вместе взятые с неизбежностью входили в особую иерархически организованную систему распределения прибавочного продукта — политосистему. Глава этой системы, а тем самым и государственного аппарата, был верховным распорядителем общеклассовой частной собственности и, соответственно, прибавочного продукта. Согласно Семёнову, политарха от других правителей отличает фактическое право на жизнь и смерть подданных, причём всех без исключения — как эксплуатируемых, так и эксплуататоров.


Общая теория политарного способа производства, а тем самым и политарной общественно-экономической формации, была изложена в работе, которая была написана в 1974 году, рекомендована к публикации в сборнике работ сектора истории первобытного общества Института этнографии, и, в конце концов, в сокращённом виде и под другим названием («Об одном из типов традиционных социальных структур Африки и Азии: прагосударство и аграрные отношения») напечатана в 1980 году в одном из сборников Института востоковедения.

В дальнейшем Семёнов обнаружил, что существует не один, а несколько политарных способов производства. Один из них — древнеполитарный способ, возникший на Древнем Востоке и просуществовавший в Азии до конца XIX в. Он бытовал в двух видах («городском» и «сельском») и в трёх формах (политообщинной, политодоминарной и политомагнарной). Разные варианты политарного способа производства возникали в разные эпохи в Спарте, Древнем Риме, Северной Европе, в России, в Западной Европе начала нового времени.

Источник: Википедия
Записан

Елефтерий

  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 448
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Re: Профессор Семёнов Ю.И. Обзор вклада в науку
« Ответ #5 : 24 Октября 2016, 16:28:35 »

Глобально-стадиальная концепция мировой истории

Семёнов развил формационную теорию и создал глобально-стадиальную (эстафетно-стадиальную) концепцию мировой истории. В период с 1970 по 1980 гг. им было опубликовано несколько работ, в которых давалась эстафетная интерпретация смены ряда общественно-экономических формаций. Почти все они были переведены за рубежом. Согласно концепции Семёнова, ни одно общество не обязано проходить все формации, на чём настаивала советская историческая наука. Последние социоры не проходят той стадии, на которой находились первые, не повторяют их движение. Выходя на магистраль человеческой истории, они сразу начинают движение с того места, на котором остановились ранее бывшие супериорными социоисторические организмы. Такая интерпретация смены общественно-экономических формаций может быть названа глобально-формационным, а более широко — глобально-стадиальным пониманием истории.

Именно такое понимание всемирной истории было изложено и обосновано во многих работах Семёнова и наиболее полно в книге «Философия истории от древности до наших дней: Общая теория, основные проблемы, идеи и концепции» (2003). Такое понимание делало совершенно необходимым учёт связей не только «вертикальных», диахронных, то есть, связей между различными стадиями развития тех или иных социоисторических организмов, но и связей «горизонтальных», синхронных, то есть связей между одновременно существующими и воздействующими друг на друга социоисторическими организмами. Семёновым была разработана и введена в оборот целая система понятий, конкретизирующих глобально-формационное понимание всемирно-исторического процесса: межсоциорное взаимодействие, социорная индукция, исторические миры, исторический центр (мировая историческая система) и историческая периферия, супериорные и инфериорные социоисторические организмы, супериндукция и инфраиндукция, супериоризация, латерализация, общественно-экономическая параформация, ультрасупериоризация, историческое гнездо, историческая арена, центральное всемирно-историческое пространство, историческая зона.

Проанализировав развитие Руси-России от истоков до наших дней, Юрий Иванович Семёнов установил, что в конце XIX века Россия оказалась в зависимости от западной мировой капиталистической системы и в России, соответственно, утвердился периферийный капитализм. Тем самым была раскрыта сущность Октябрьской революции 1917 года. Её объективная задача состояла не в утверждении социализма, а в освобождении России от зависимости от Запада и тем самым в ликвидации периферийного капитализма. Она была не социалистической, а социорно-освободительной и тем самым антикапиталистической. В силу недостаточного уровня развития производительных сил в России после победы революции начался процесс становления частной собственности в форме общеклассовой частной собственности, который завершился возникновением неополитарного общества. Крушение советской системы, согласно Семёнову, тоже произошло в полном соответствии с законами существования политаризма. В идеальном политарном обществе, по его мнению, члены господствующего класса не обладают никакой частной собственностью. Однако во всех политарных обществах (и в древних, и в советском) члены государственного аппарата стремились к персонализации собственности — к разделу между собой прежних государственных средств производства. В случае с Россией персонализация (или приватизация) привела к появлению двух эксплуататорских классов — имеющего первостепенное значение «класса переродившихся капиталистов» и подчинённого ему капиталистического класса.

Резонанс. Несмотря на то, что Семёнов отстаивал свою глобально-стадиальную концепцию всемирной истории на протяжении нескольких десятилетий, начиная с 1970-х гг., несмотря на то, что его работы по этой тематике переводились и публиковались за рубежом, данная концепция в равной степени не была ни принята, ни опровергнута его коллегами. В рецензии на «Философию истории» Д. В. Джохадзе назвал книгу «бесценным приобретением мирового обществоведения», однако столь высокая оценка была дана исследованию развития философии истории, которую предпринял автор на основе богатейшего количества источников (библиография книги содержит 1450 наименований), но о собственной теории Семёнова, которой посвящён отдельный раздел книги, рецензент умолчал. Таким же образом поступил и Юрий Муравьев, также в целом давший высокую оценку книги.

Источник: Википедия
Записан

Здравосмысл

  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 319
    • Просмотр профиля
Re: Профессор Семёнов Ю.И. Обзор вклада в науку
« Ответ #6 : 24 Октября 2016, 17:04:53 »

Изложите суть учения товарища Семенова вкратце!!!
А то слова пока одни многоэтажные!!!
Записан

Беспартийный

  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 1397
    • Просмотр профиля
Re: Профессор Семёнов Ю.И. Обзор вклада в науку
« Ответ #7 : 24 Октября 2016, 22:33:00 »

Беспартийный, я не дождался ответа ни от Вас, ни от Семёна Семёновича.
Понедельник день тяжёлый ::) .
Открыл тему Профессор Семёнов Ю.И. Обзор вклада в науку, так сказать, под личную ответственность )), и всех туда приглашаю. Приветствуется компетентность, включая предварительное прочтение обсуждаемых источников. Заочно-критикам по методу Н.С.Хрущёва ("книгу не читал, но знаю, что говно") просьба не беспокоить.
Елефтерий, всё превосходно! Хотя я видел новую тему немного по-другому, но для начала в самый раз.

Изложите суть учения товарища Семенова вкратце!!!
А то слова пока одни многоэтажные!!!
Тема только для тех, кто читал источники сам. Названия перечислены выше.

Кто привык составлять своё мнение с чужих слов — возвращайтесь на ЦФК. Там плинус пониже. Как раз под одноэтажный уровень низших приматов, эллочек-людоедок и шариковых.
Записан

Беспартийный

  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 1397
    • Просмотр профиля
Re: Профессор Семёнов Ю.И. Обзор вклада в науку
« Ответ #8 : 24 Октября 2016, 22:41:31 »

Но коль скоро термин "раб" поставлен в политэкономический контекст, то постулат о "коллективном/общинном/поголовном рабстве" здесь - ахинея, передержка.
Здесь речь идёт о "рабстве в известном смысле". В смысле внеэкономического принуждения, в частности, причём не отдельного индивида, а общины. И в смысле собственности, о чём выше говорит цитата Маркса.

"В известном смысле" значит в смысле литературно-художественном, но никак не в научном.

Не забывайте: мы же сейчас обсуждаем рукописи, которые Маркс к публикации не готовил. Это черновики. На основе этих черновиков, в конце концов, был подготовлен и издан I том "Капитала".

Маркс взял в "Капитал" всё, что считал существенным и "железно доказанным". Тезис о "коллективном / общинном / поголовном рабстве" мы вообще даже в черновиках не нашли, а всё то, из чего его выводят сегодняшние "дедукционисты", в "Капитал" и другие прижизненно опубликованные труды Маркса не вошло.

"В известном смысле" значит в смысле литературно-художественном, но никак не в научном.
Почему же тогда Ленин считает возможным говорить о "социализме в известном смысле"? Да и здесь многие любят это словосочетание повторять...

24.10.2016:
О других не будем. О Ленине - пожалуйста, дайте цитату, и я поясню предметно, что там у него за "известный смысл". Наперёд могу предположить, что в таких случаях Ленин мог иметь в виду какие-то сходства с псевдо-социализмами в Западной Европе. Катедер-социалимзм в науке, государственный социализм Бисмарка и т.д.
Записан

Аркадий Голицын

  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 19200
    • Просмотр профиля
Re: Профессор Семёнов Ю.И. Обзор вклада в науку
« Ответ #9 : 09 Ноября 2016, 07:04:05 »

О других не будем. О Ленине - пожалуйста, дайте цитату, и я поясню предметно, что там у него за "известный смысл". Наперёд могу предположить, что в таких случаях Ленин мог иметь в виду какие-то сходства с псевдо-социализмами в Западной Европе. Катедер-социалимзм в науке, государственный социализм Бисмарка и т.д.
   Ленин имел в виду государственный капитализм.
Записан

Беспартийный

  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 1397
    • Просмотр профиля
Re: Профессор Семёнов Ю.И. Обзор вклада в науку
« Ответ #10 : 09 Ноября 2016, 10:58:47 »

О других не будем. О Ленине - пожалуйста, дайте цитату, и я поясню предметно, что там у него за "известный смысл". Наперёд могу предположить, что в таких случаях Ленин мог иметь в виду какие-то сходства с псевдо-социализмами в Западной Европе. Катедер-социалимзм в науке, государственный социализм Бисмарка и т.д.
   Ленин имел в виду государственный капитализм.
Ленин употреблял термин "государственный капитализм" в разных контекстах. Какой именно из них, какую его работу Вы имеете в виду?
Записан

Аркадий Голицын

  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 19200
    • Просмотр профиля
Re: Профессор Семёнов Ю.И. Обзор вклада в науку
« Ответ #11 : 09 Ноября 2016, 11:53:44 »

О других не будем. О Ленине - пожалуйста, дайте цитату, и я поясню предметно, что там у него за "известный смысл". Наперёд могу предположить, что в таких случаях Ленин мог иметь в виду какие-то сходства с псевдо-социализмами в Западной Европе. Катедер-социалимзм в науке, государственный социализм Бисмарка и т.д.
   Ленин имел в виду государственный капитализм.
Ленин употреблял термин "государственный капитализм" в разных контекстах. Какой именно из них, какую его работу Вы имеете в виду?
    Ту, в которой Ленин говорит о госкапитализме, как о социализме в известном смысле.
Записан

Беспартийный

  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 1397
    • Просмотр профиля
Re: Профессор Семёнов Ю.И. Обзор вклада в науку
« Ответ #12 : 09 Ноября 2016, 12:23:59 »

О других не будем. О Ленине - пожалуйста, дайте цитату, и я поясню предметно, что там у него за "известный смысл". Наперёд могу предположить, что в таких случаях Ленин мог иметь в виду какие-то сходства с псевдо-социализмами в Западной Европе. Катедер-социалимзм в науке, государственный социализм Бисмарка и т.д.
   Ленин имел в виду государственный капитализм.
Ленин употреблял термин "государственный капитализм" в разных контекстах. Какой именно из них, какую его работу Вы имеете в виду?
    Ту, в которой Ленин говорит о госкапитализме, как о социализме в известном смысле.
Хе-хе ::) . Чувствую, что под рукой у Вас источника нет, а вот Вы поищите. Нужна цитата в полном контексте. Потому, что одно дело перецапывать цитаты из опусов других интернетчиков, а другое - воспринять её по мере целенаправленного чтения всего произведения.

Есть у меня предчувствие, что когда Вы-таки откроете нужный том ПСС, то с удивлением увидите, что модальность-то не та! Не утвердительная безоговорочно, как в утверждении "квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов". А с оговоркой вначале, что в принципе-то можно, но…. И в конце — с авторским дезавуированием всей этой словесной эквилибристики, что всё вышесказанное есть «казуистика и спор о словах».
Записан

Аркадий Голицын

  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 19200
    • Просмотр профиля
Re: Профессор Семёнов Ю.И. Обзор вклада в науку
« Ответ #13 : 09 Ноября 2016, 12:54:52 »

Хе-хе ::) . Чувствую, что под рукой у Вас источника нет,
    А это и не обязательно при нынешних услугах интернета. Но я несказанно рад тому, что мне в наследство от родителей достался учебник политэкономии 1955 г. Вот эту книгу действительно надо всегда иметь под рукой в печатном виде. Так очень удобно им пользоваться.
    А теперь слушайте про "социализм в известном смысле". Формула W = C + V + M - этои есть формула "социализма в известном смысле". Узнали ее? Да, это формула капитализма. Если к слову капитализм приставить частичку "гос", то это и будет госкапитализм, описанный Энгельсом в Анти-Дюринге:"Рабочие останутся наемными рабочими, пролетариями. Капиталистические отношения не уничтожаются, а, наоборот, доводятся до крайности, до высшей точки. Государственная собственность на производительные силы не разрешает конфликта, но она содержит в себе формальное средство, возможность его разрешения".
    Чтобы разрешить этот конфликт (надеюсь, что Вам не надо разъяснять, что это за конфликт), необходимо всего то лишь объединить в единое целое V и M, чтобы уничтожить присущую госкапитализму эксплуатацию.;)
Записан

Ниндзя

  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 9551
  • Благородный разбойник
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Re: Профессор Семёнов Ю.И. Обзор вклада в науку
« Ответ #14 : 09 Ноября 2016, 15:14:20 »

Нужна цитата в полном контексте.
Ну, вот хотя бы здесь:

"Общество, в котором осталась классовая разница между рабочим и крестьянином, не есть ни коммунистическое, ни социалистическое общество. Конечно, при толковании слова социализм в известном смысле, можно назвать его социалистическим, но это будет казуистика, спор о словах. Социализм — это есть первая стадия коммунизма, — но спорить о словах не стоит."
В. И. Ленин, ПСС, Т.38, С. 352-354 "I ВСЕРОССИЙСКИЙ СЪЕЗД ПО ВНЕШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ. РЕЧЬ ОБ ОБМАНЕ НАРОДА ЛОЗУНГАМИ СВОБОДЫ И РАВЕНСТВА 19 МАЯ 1919 года
Записан
нужно научиться распознавать зло, пока оно не стало непобедимым
 

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Реклама