Коммунисты Столицы

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.


Расширенный поиск  

Новости:

Реклама

Автор Тема: Что такое исторический материализм  (Прочитано 2766 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

юрий николаевич

  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 635
    • Просмотр профиля


             Диалектический материализм показал себя прекрасным эффективным средством для анализа конкретных  процессов, происходящих в природе, технике и обществе.                                                     
Анализ процессов ,  происходящих в объекте может быть произведен, используя методы диалектического материализма. Можем найти противоречия,   рассмотреть произошедшие и предстоящие отрицания, определить потери и обретения качеств. Короче говоря, определить всю циклическую последовательность изменений объекта.
Другая ситуация возникает когда мы начинаем рассматривать систему. Такой прямой анализ уже не проходит.  Требуется модификация диалектического материализма , то есть дополнение его системным анализом. И совсем меняется ситуация при переходе к рассмотрению больших систем, одной из которых является человеческое общество.  Процессы в такой системе разнообразны и многосложны и требуется проведение синтеза для определения хода процессов впрошлом и будущем.
Во-первых все процессы затянуты во времени в связи с чем: увеличивается зависимость процесса от предыдущего состояния и  появляется  зависимость от состояния будущего, соответственно возникают дополнительные противоречия.
Во-вторых,  в силу неравномерности прохождения процессов в большой системе, особенно в удаленных от центра регионах, формируются переходные противоречия между частями системы,  которые формируют тенденции разделения системы на части.
Всякое общество стремится сохранить свою устойчивость, в связи с чем формируются консервативные тенденции, препятствующие развитию.  В конце концов, образуется более менее устойчивое равновесие, при этом развитие общественных отношений  замедляется или останавливается.  Такое состояние общества называется общественной формацией.   Нельзя сказать что при образовании формации все  развитие останавливается, нет продолжается развитие производительных сил, развиваются производственные отношения, развивается надстройка.  Однако замораживаются связи между производством и потреблением, замораживаются отношения между собственниками и не собственниками, замораживается структура надстройки.   Переход от одной общественной формации к другой оказывается связанным с распадом общества и последующим образованием нового общества, имеющего поначалу, более ускоренные процессы своего развития.

В марксизме наука изучающая процессы  развития общества , переходы от одной формации к другой и причины этих переходов называется историческим материализмом. Исторический материализм является, по сути, приложением  диалектического к большим системам.
(Изложение вопроса смотри здесь на форуме в разделе диалектический материализм , темы "Системный подход", "Исторический подход", "Классовый подход")
Записан

Ласточка

  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 6873
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Re: Что такое исторический материализм
« Ответ #1 : 07 Февраля 2016, 10:35:23 »

       "Что такое исторический материализм"   -   Юрий  Николаевич.


Бог  мой!,  неужели  и  ЭТОГО   до  сих  пор   НЕ  знает  "интеллегентствующая"  братия?!

       Исторический  материализм  -   подразумевает  ОТЧЕТЛИВОЕ  ПОНИМАНИЕ  того,  что  ИСТОРИЯ  людей  совершается  ЗАКОНОМЕРНО,  то  есть  ОБЪЕКТИВНО,  а  не  ПРОИЗВОЛЬНО  в  связи  с  чьими бы  то  ни  было  субъективными  АМБИЦИЯМИ!!!=(чьими бы  то  ни  было  желаниями  или  НЕ  желаниями).     
Записан

юрий николаевич

  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 635
    • Просмотр профиля
Re: Что такое исторический материализм
« Ответ #2 : 07 Февраля 2016, 14:31:48 »

     Судя по тому, что здесь пишут непризнанные гении, оно так и есть. Вы, Ласточка, напрасно удивляетесь.
 Закономерности безусловны, но они проявляются как итог миллиардов случайностей, а случайности во многом субъективны. Вот потому-то и необходима пропагандистская работа партии, которая способна объединить миллионы случайных намерений трудящихся в одну действующую силу.
       А разнобой и хамство, которое мы здесь наблюдаем, только  мешают этому.
« Последнее редактирование: 07 Февраля 2016, 14:36:07 от юрий николаевич »
Записан

юрий николаевич

  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 635
    • Просмотр профиля
Re: Что такое исторический материализм
« Ответ #3 : 22 Февраля 2016, 23:31:34 »

      Поскольку модераторы не откликаются на мои просьбы, я решил сам перенести сюда свою статью  о историческом материализме.

Диалектический материализм показал себя прекрасным эффективным средством для анализа конкретных  процессов, происходящих в природе, технике и обществе.                                                     
Анализ процессов ,  происходящих в объекте может быть произведен, используя методы диалектического материализма. Можем найти противоречия,   рассмотреть произошедшие и предстоящие отрицания, определить потери и обретения качеств. Короче говоря, определить всю циклическую последовательность изменений объекта.
Другая ситуация возникает когда мы начинаем рассматривать систему. Такой прямой анализ уже не проходит.  Требуется модификация диалектического материализма , то есть дополнение его анализом систем. И совсем меняется ситуация при переходе к рассмотрению больших систем, одной из которых является человеческое общество.     
Процессы в такой системе разнообразны и многосложны и требуется проведение синтеза для определения хода процессов в прошлом и будущем.
              Во-первых все процессы затянуты во времени в связи с чем: увеличивается зависимость процесса от предыдущего состояния и  появляется  зависимость от состояния будущего, соответственно возникают дополнительные противоречия.
             Во-вторых,  в силу неравномерности прохождения процессов в большой системе, особенно в удаленных от центра регионах, формируются переходные противоречия между частями системы,  которые формируют тенденции разделения системы на части.
            Всякое общество стремится сохранить свою устойчивость, в связи с чем, формируются консервативные тенденции, препятствующие развитию.  В конце концов, образуется более менее устойчивое равновесие, при этом развитие общественных отношений  замедляется или останавливается.  Такое состояние общества называется общественной формацией.   Нельзя сказать что при образовании формации все  развитие останавливается, нет продолжается развитие производительных сил, развиваются производственные отношения, развивается надстройка.  Однако замораживаются связи между производством и потреблением, замораживаются отношения между собственниками и не собственниками, замораживается структура надстройки.   Переход от одной общественной формации к другой оказывается связанным с распадом общества и последующим образованием нового общества, имеющего поначалу, более ускоренные процессы своего развития.

             В марксизме наука изучающая процессы  развития общества , переходы от одной формации к другой и причины этих переходов называется историческим материализмом. Исторический материализм является, по сути, приложением  диалектического, к большим системам.


                              Общество как система
  Всякое новообразование в природе, состоящее из нескольких объектов, для своего самосохранения должно обладать стабильностью, то есть иметь прямые и обратные связи входящих в него элементов, а следовательно быть системой.  Система характеризуется действием всех законов и свойств, присущих системам, из которых главным является устойчивость.
                   Устойчивость включает в себя  два свойства:
Внутреннее -  способность возвращения к своему состоянию равновесия после любых случайных выходов из него;
Внешнее – способность сохранять своё текущее  состояние  при наличии внешних воздействий.
                Внутренняя устойчивость достигается за счет взаимосвязи и взаимозависимости входящих объектов,  равновесия воздействия объектов друг на друга и ответного воздействия , равновесия процессов, происходящих в системе в целом и возникающих сил противодействующих этим процессам.
                 Внешняя устойчивость систем достигается  её гомеостатичностью  - наличием механизма формирования  сил,  противодействующих внешнему воздействию. Системы в природе не статичны, они развиваются.  Внутри систем действуют различные тенденции: консервативные  тенденции – стремление сохранить внутреннее равновесие, и прогрессивные тенденции , вызывающие развитие.
              В своем развитии системы проходят ряд этапов.  В первый период после образования суммарные вектора тенденций сохранения и  тенденций  развития близки друг другу и мелкие противоречия сглаживаются. К концу существования системы вектора противоположны и в системе создаются предпосылки потери  устойчивости.
                   Особенно важно рассмотрение  устойчивости при анализе общественных структур.  Внутренняя устойчивость общественной структуры  определяется  экономической устойчивостью, устойчивостью структуры управления, согласованностью управления и экономики, устойчивостью входящих объектов . внешняя  устойчивость определяется возможностями выдерживать экономическое давление, политическое и силовое давления.
          В процессе развития человечества сложились практически устойчивые состояния общественных структур. Практически выяснилось, что количество типов таких структур ограничено.   Конечно, даже структуры  одного типа несколько различаются из-за природных условий существования.
 Если эти состояния охватывают структуры,  оформившиеся в виде государства, или группы государств, их называют формациями.
            В процессе развития формации сменяют друг друга вследствие развития экономики, но эта смена происходит не мгновенно.  Обычно считается моментом смены формаций изменение структуры управления, но смена структуры управления сначала должна созреть, то есть сначала появляются экономические, социальные  и политические предпосылки, да и после изменения структуры управления происходит созревание новой системы, и её составляющих.
              Вообще формация -  сложная, составная система, состоящая из нескольких взаимодействующих, частично взаимопроникающих,  составляющих систем, каждая из которых нуждается в отдельном рассмотрении.
                  Условно так называемая, экономическая характеризуется способом производства и способом распределения.  Способ производства в свою очередь состоит из производственных отношений и производительных сил.  Способ распределения из способа присвоения и способа обмена.  Производительные силы и способ обмена определяется уровнем развития общества , а производственные отношения и способ присвоения не полностью, но во многом определяются также структурой управления и действующими правами собственности.
          Принято считать , что  производственные отношения  и производительные силы     являются базисом экономической системы ,  а      структура управления  и юридические положения             надстройкой.  Условием устойчивости экономической системы является соответствие между базисом и надстройкой.
         Структуры управления можно разделить на типы:   иерархическая, демократическая, анархическая и симбиотическая, а также известные гибриды этих типов.
Устойчивость  иерархической  структуры  зависит от множителя управления и размера структуры. Как показывают исследования, оптимальный средний коэффициент подчиненности равен 6,6 , что подтверждается американскими статистическими расчетами эффективности управления в различных фирмах (у них получилось 7).
               Размер иерархической структуры оказывается ограниченным, с ростом структуры устойчивость падает, введение обратных и горизонтальных связей повышает предельный размер структуры, но  не намного.
               Демократическая структура (периодическое участие низов в формировании структуры, коллегиальность управления) имеет большую эффективность обратных и горизонтальных свяэей, и  больший предельный размер. Анархическая структура в принципе мало устойчива, правда независимо от размера. Только симбиотическая структура не имеет пределов размера, её устойчивость определяется устойчивостью составляющих континуумов.
                      Устойчивость формации, кроме устойчивости входящих, определяется взаимодействием входящих систем , возможны два типа взаимодействия ,  полное соответствие и превалирование тенденции развития от управляющей системы. Другие сочетания, как торможение и регресс какой либо из систем,  вызывают неустойчивость.
Важным является выяснение законов смены формаций. Очевидно, что переход возможен только от одной было устойчивой, но теряющей устойчивость формации, к другой устойчивой.  Из предыдущего следует, что формация,  возникающая при переходе, может быть только проходящей стадию развития. Как при социалистической революции переход произошел к развивающемуся социализму, так при потере устойчивости социализма, оказался невозможен переход к развитому капитализму, а только к начальным фазам его развития.
                       Вторым законом перехода формаций является не одновременность перехода  составляющих систем.   Революционным путем могут измениться только отношения собственности , структура управления и способ присвоения. Производственные отношения, производительные силы, способ обмена меняются эволюционным путем , в частности путем естественного развития или вследствие последовательных реформ.
Таким образом возможны различные сочетания систем, что приводит к гибридным формациям, мало того история показала существование гибридных экономик и гибридных систем управления.
                   Анализ составных частей показывает, что не всякие переходы между формациями возможны. Существуют такие, что переход может проходить только через третью формацию.
        Таким образом становится ясно, обозначение формаций: феодальная, капиталистическая, социалистическая, коммунистическая слишком грубо . По-видимому. эти термины обозначают типы формаций. Имеет смысл говорить формация капиталистического типа, формация социалистического типа.  Чтобы разобраться, к какому типу относится формация, нужно сопоставить все известные сейчас и в прошлом со всеми их составляющими и признаками..
             Попробуем сейчас  составить такую таблицу и из неё выявить, какие части и признаки их разделяют, чтобы узнать критерии, которыми можно пользоваться.
Решающий вопрос  существования систем , а системами являются почти  все объекты, которые мы можем наблюдать или представить, это их устойчивость.             
Устойчивость, как составляющих, так и всей системы. Устойчивость любой структуры определяется соотношением прямых и обратных связей.
Что такое устойчивость ?  На каждый объект действуют различные силы, которые можно разделить на две группы – силы, формирующие суммарный вектор отклонения и формирующие противоположный отклонению  вектор, который назовем силой возврата. 
Устойчивость характеризуется двумя факторами. Для устойчивости необходимо, чтобы сила возврата росла с ростом отклонения быстрей, чем сила  вызывающая это отклонение. Кроме того необходимо, чтобы сила возврата не запаздывала по сравнению с силой отклонения, а еще лучше предугадывала её. Такая способность выработалась эволюцией у многих видов животных.
Для устойчивости системы необходима устойчивость входящих объектов. Кроме того в каждой  системе имеется довлеющий объект , обладающий наибольшим влиянием на других. Еще одно условие – влияние довлеющего объекта, совпадающее с силой возврата для всех остальных объектов, повышает устойчивость системы, совпадающее с силой отклонения – разрушает систему.  Если это влияние совпадает с силой отклонения только одного объекта или немногих, то вызывает разрушение одного из объектов и рождение другого, то есть изменение системы.
Изменение внешних условий вызывает изменение отклоняющих сил, что вызывает изменение сил возврата. В зависимости от довлеющего объекта может происходить изменение, приспособление структуры системы к новым условиям. Это изменение и называется развитием. Таким образом,  для развития устойчивой системы необходимо изменение внешних условий и способность довлеющего объекта к приспособляющемуся воздействию на остальных.
            Рассмотрим  общую структуру формации.   Она делится на две части , условно назовем эти части экономическая часть и управленческая. 
Экономическая -  производственные отношения, производительные силы, способы присвоения и распределения
Управленческая -  представляет совокупность всех органов власти и действующих законов.
Это условное деление, так как обе части переплетаются.
Записан

юрий николаевич

  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 635
    • Просмотр профиля
Re: Что такое исторический материализм
« Ответ #4 : 22 Февраля 2016, 23:32:37 »

Начнем с экономической части. Устойчивость производительных сил определяется развитием  средств  производства и соответствующим ему уровнем подготовки рабочей силы. Они односторонне влияют друг на друга – поддерживают (положительная обратная связь) Между ними нет стабилизирующей обратной связи.  Устойчивость поддерживается заинтересованностью населения в развитии ПС. Производительные силы являются источником благоденствия населения и население всегда содействует их развитию. Важным является размер инвестиций в средства производства и рабочую силу. Таким образом  устойчивость определяется внешним влиянием , в зависимости от которого производительные силы могут или развиваться или деградировать.

Устойчивость производственных отношений определяется соответствием способа обмена и собственности на средства производства.
Регулирующий механизм состоит в существовании принципа сопоставления затрат на какой либо продукт (труда или жертв или переносимых тягот) и его полезности (обеспечения существования , получения дополнительных благ, или преимуществ).
История постепенно выработала эквивалент  для стандартизации способа обмена – деньги. В результате сформировалась стабилизирующая производственные отношения обратная связь  -  плавающие цены, спрос и предложение, общая рыночная система. Такая система устойчива, но только в принципе, поскольку сама же допускает неустойчивые состояния.     
Во-первых наличие запаздывания в ответной реакции приводит к колебательности (раскачке) процесса. во-вторых отделение цены от реальной стоимости искажает  реакцию рынка, которая из стабилизирующей  становится возмущающей. Особенный разлад в эту систему вносит извлечение прибавочной стоимости, с точки зрения изъятия её или её части из оборота, как бы она не называлась, куда бы не тратилась, но изъятие   искажает рыночный механизм и создает неустойчивость.  Прибавочная стоимость невозможна без рыночной системы, как и рыночная система без прибавочной стоимости (они взаимно стимулируют и оправдывают друг друга).  Все пороки рыночной системы определяются её собственной основой – правами собственности.
              Групповая собственность выработала натуральный обмен, рабовладельческая – переход к товарно-денежному,  феодальная, уже являющаяся в полной мере частной  -  утвердила товарно-денежный обмен и зародила финансовую систему, дав начало капитализму, при капитализме происходит сращивание финансового и производственного капитала, при дальнейшем развитии и глобализации происходит переход обращения и обмена в виртуальную финансовую форму при которой происходит отрыв регулирующих механизмов и функций от реальности. При этом происходит перекачка средств существования от  одних групп  населения (стран, государств) к другим. В некоторых странах создается впечатление устойчивости и благоденствия системы жизнеустройства, однако, надо понимать, за счет других.
                 Государственно-капиталистическая система являет собой сосредоточение собственности на средства производства в руках государственных органов и сохранение рыночной системы обмена. При этом рыночная система постоянно порождает частнокапиталистические формы, так что частный капитализм неизбежно сохраняется.         
Изъятие прибавочной стоимости в общем масштабе ограничивается и регулируется государством, задержка реакции рынка корректируется государственными органами, благодаря чему уменьшается колебательность и неустойчивость. В этом случае происходит эффект текущей устойчивости и накопления «отложенной» неустойчивости. Кризисы не ликвидируются , только откладываются и становятся глобальными. Разрешаются проблемы этих кризисов, как правило, политическими методами, включая военные действия.
Социалистическая система не однозначна, она призвана совершать эволюцию от госкапитализма к коммунизму. Поэтому путь социалистической системы  вовремя избавляться от пороков, заложенных в госкапитализме. А это значит сокращать как саму рыночную схему, переводя функции распределения в общественные фонды, и вынося рыночные механизмы обмена из прямого действия в виртуальную, расчетную форму, так и права государственной собственности, передавая часть прав распоряжения собственностью трудовым коллективам и   обществу. Одновременно постепенно заменяя извлечение прибавочной стоимости производством продукта освобожденного труда (http://antonovyury007.blog.ru/       последний раздел ).
Социалистическая система для сохранения устойчивости вынуждена постоянно развиваться и изменяться, застой гибелен.
Устойчивость коммунистической системы может быть обеспечена только введением кибернетических систем регулирования, такой масштаб и объем управления для человеческого интеллекта непосилен.
Перейдём к рассмотрению управленческой части
Управленческая -  представляет совокупность всех органов власти и действующих законов.
Органы власти и действующие законы формируют структуру управления. Типы структур были рассмотрены выше. Однако в природе не встречаются такие типы в чистом виде. Реально могут существовать гибридные системы и для их устойчивости должны существовать правила, которые попытаемся выяснить.
                     Первое правило это то, что управленческая структура является надстройкой над экономической и зависит от неё. Зависимость эта выражается в двух требованиях к управлению. Первое -  управление должно  содействовать сохранению устойчивости экономической части. Второе оно должно содействовать её развитию. Выполнение обоих этих требований позволяет содержать системы управления.
Второе правило – это наличие в системе обратных связей, причем характер этих связей специфичен для каждой управляющей структуры.
Для иерархической это информационная обратная связь. Разрушение устойчивости иерархической структуры определяется не столько её недостаточностью, сколько её искажениями, ложность информации губит иерархию. Также требуется исполнительская дисциплина. Сохранение устойчивости в такой системе определяется умственными способностями верховенствующего лица или узкой группы лиц..
          Для демократической, это не только информация, но и прямое или косвенное влияние  нижних уровней на верхние, а также   горизонтальные связи , дающие возможность коллегиальных решений. При этом структура формирует автоматически , для поддержания собственной устойчивости правящий клан. В такой структуре раскол и противоборство резко снижают устойчивость и только классовое или клановое единство управляющей структуры может удержать от распада.  В капиталистическом обществе структура состоит из представителей буржуазии или представителей различных слоев, находящихся на её содержании. В социалистическом обществе из представителей трудящихся производственников.
                    Для симбиотической структуры - это короткие обратные связи с широким разветвлением  и централизованное управление взаимодействием общин. Каждая община имеет свою внутреннюю систему управления не входящую во внешнюю структуру и независимую от неё. Устойчивость поддерживается профессиональным единством (родом занятий), или общим источником доходов.
            Понятно, что для гибридных структур должны соблюдаться совместно правила для входящих структур. 
           Устойчивая система, как следует из предыдущего,  обладает гомеостатичностью                             
Но гомеостатичность составляется не только из свойств самой системы, но и из свойств окружающего мира. Свойства окружающего мира непрерывно изменяются и приспособляемость гомеостата  состоит в том , чтобы не терять устойчивости при этих изменениях. Для этого система вынуждена перестраивать как взаимодействие своих внутренних частей, так и свойства этих частей, или даже состав этих частей, отказываясь от некоторых или приобретая новые, осуществляя процесс отрицания. Сохранение устойчивости влечет за собой процесс изменения (оптимизации) или развития. Из закона устойчивости следует, что долговременное существование системы возможно только для развивающихся систем. В этом и состоит закон развития.
           Мы говорили до сих пор только констатируя свойства и процессы в системах.  Пора перейти к руководству к действиям.
Системный подход необходим   при выборе стратегии и тактики.
                  Стратегические соображения для партийной деятельности состоят выборе метолов  и способов действий , укрепляющих свою систему и разрушающих систему противника.
                 Чтобы лишить противника устойчивости нужно вывести его из состояния равновесия. Достигается это путем постоянного давления на его руководство, вынуждающего его принимать меры сопротивления давлению.  В таком состоянии руководство склонно к совершению ошибок . Устойчивость падает с увеличением задержки мероприятий руководства противника. Торможение исполнения разлаживает весь механизм и создает благоприятный фон для  пропаганды смены руководства.
                Сохранение собственной устойчивости требует грамотного  централизованного руководства и обратной связи, не периодической от выборов до выборов, а постоянной.     
Необходимо наличие специального аналитического органа,  учитывающего и формулирующего мнение масс, а также право критики и отзыва не соответствующих своему посту руководителей. Самое важное избежать противоречий между отдельными группами. Такие противоречия вызываются как правило различием в социальном составе, или разлаживанием идеологического единства. Руководство должно знать мнение низов и не предпринимать действий, значительно расходящихся с этим мнением. Причем следует учитывать , что мнение тоже не постоянно, а может и измениться под влиянием сверху. 
Главное – обеспечение идеологического единства, доверия, и максимально быстрой передачи информации.
Все действия руководства должны быть понятны массам и пользоваться поддержкой, при честном раскрытии мотивов этих действий. Средства информации должны быть разделены на средства раскрывающие смысл руководящих указаний и на  средства, допускающие  различные, в том числе и противоположные мнения, а то в общей каше трудно разобраться, где политика ЦК и парт организаций, а где замечания и идеи сторонних лиц.
         Между прочим, необходимо понимать,  что мы вместе с нашим противником тоже составляем систему, которая балансирует на грани устойчивости. Если такая система стабильна, то это свидетельствует о недостатках нашей работы, а если она теряет устойчивость, то  возникает вопрос: созрели ли условия успешной революции, если созрели – увеличить активность и решительность, если нет, притормозить.
Конечно рассматривая надстройку и наши действия по отношению к ней, необходимо не упускать из виду базис, а именно состояние экономических отношений в обществе.
Записан

юрий николаевич

  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 635
    • Просмотр профиля
Re: Что такое исторический материализм
« Ответ #5 : 22 Февраля 2016, 23:33:45 »

Замечания о собственности
               Существует мнение, что форма собственности определяет формацию и господствующий экономический уклад. В настоящее время известны следующие виды собственности.
                Частная собственность, личная собственность, государственная собственность, общественная собственность, общенародная собственность.
             Собственность юридических лиц всегда является частной, собственность физических лиц разделяется на личную и частную. Собственность на средства производства всегда является частной независимо от субъекта собственности.       
Собственность, не являющаяся средством производства становится частной если используется для извлечения прибыли, или содействует извлечению прибыли.               
Собственность физических лиц, неиспользуемая  для извлечения прибыли, является личной.  Частная собственность на средства производства  характерна для капитализма,
                   В целом ряде капиталистических стран государственная собственность занимает важное, а иногда и самое значительное место и ничуть не влияет на сохранение капиталистических отношений. Она не может определять социалистический строй..
Общественная собственность, не являющаяся средством производства является сопутствующей социализму. Общественная собственность на средства производства может быть социалистической и капиталистической, о чем свидетельствует уровень развития общественной собственности в вполне капиталистической стране Австрии.       
Таким образом, общественность собственности на средства производства не определяет социалистический строй.
Кооперативная собственность – промежуточна между общественной и частной, она существует и в социалистическом и в капиталистическом обществе.
                          Вообще любая отдельная  собственность на средства производства в условиях ТДО капитализируется и  имеет тенденцию к извлечению прибыли владельцем, независимо физическим или юридическим лицом.
                   Единственно  общенародная собственность присуща только социализму. В капиталистических странах общенародную собственность допускают только в отношении национальных реликвий.
                      Однако общенародная собственность по приказу или закону не устанавливается. Если она по декрету государства, то она уже только формально общенародная, а по существу в значительной степени государственная. Общенародная собственность на средства производства должна созреть, её необходимо постепенно вырастить. Условия для этого может создать только диктатура пролетариата, которая единственно в условиях товарно-денежного обмена препятствует нарождающейся частной собственности и сохраняет развитие и рост общенародной. Действительно общенародной собственность на средства производства становится после изживания ТДО.
               Система социализма представляется только в одном варианте диктатура пролетариата и постепенный переход к отмене ТДО и общенародной собственности на средства производства, то есть к коммунизму Общенародная собственность (в полном и абсолютном смысле) на средства производства накладывает дополнительные требования к системе управления. В отсутствии государства кибернетическая система ОГАС, как она до сих пор педставлялась, исполняет волю какого-то совета или комитета с помощью программистов, но не волю всего народа. Общенародная собственность народом и должна управляться, поэтому ОГАС должна включать в себя человеческую часть в виде обязательного мониторинга народного мнения в конкретных территориальных и отраслевых подробностях.
            Идея ОГАС нуждается в доработке с этой точки зрения.
                   Пока есть ТДО, необходима диктатура пролетариата, независимо от состава правительства, независимо от того существует ли ОГАС, ликвидирована ли частная собственность на средства производства, Противостоять ТДО может только диктатура пролетариата.

                             Борьба с ТДО

                                    Товарно-денежные отношения постоянно порождают буржуазно-капиталистические тенденции не только в среде обывателей, но и среди пролетариата и его партии.  Разложение в нашей среде должно пресекаться формальным отчислением подверженных этому лиц из пролетариата с последствиями для избирательного права по факту получения любых нетрудовых доходов.
Не допускать искажения принципов социалистической экономики типа «повышения благосостояния трудящихся» вместо «максимального удовлетворения потребностей трудящихся».
                 Непрерывно увеличивать относительную величину  распределения через общественные фонды.
               Расширять формы и степень распространения свободного труда..
              Применять прогрессивную форму налогового обложения на потребление.
              Введение ресурсного регулирования в отношения между предприятиями.
              Последовательное применение указанных мер позволит подойти к исключению ТДО, по достижению необходимого уровня производительных сил.
Стратегия и тактика подготовки революции   

           Желание добиться преимущества в устойчивости для движущих сил революции приводит, прежде всего, к структурной организации этих движущих сил.   Важны две вещи на этом пути: развитие грамотной инициативы масс трудящихся,  создание быстродействующей системы обмена информацией, и обеспечение надежной управляемости  без потерь идеологического и демократического единства.
        Представляется следующая структура:
-   коллектив вдохновляющей и направляющей силы, связанный единой, прежде всего, сознательной дисциплиной, коллектив, все члены которого готовы к самопожертвованию во имя общей цели  пролетарская партия;
-    группы пролетарского актива, поддерживающие партию и являющиеся её резервом и связующим звеном партии и пролетарских масс;
- трудовые коллективы ,  руководимые и вдохновляемые активистами , осознающие общие цели .
          Вся эта структура будет существовать только при наличии  единого всеохватывающего органа  -   Совета депутатов трудящихся, в настоящих условиях необходимого координирующего центра, в будущем органа диктатуры пролетариата.
Совет,  в случае его организации,  кроме координации и  организации будет исполнять функцию уменьшения устойчивости буржуазной власти. Постепенное увеличении влияния и занятие позиций в низовых структурах самоуправления создает постоянное давление на власть. Известно, что ни что так не разрушает власть , как двоевластие.
Работа в силовых структурах всех видов довершает подготовку движущих сил.
              Революция это не какое-то конкретное событие, это процесс, который начинается до взятия власти и заканчивается спустя длительное время после взятия власти. Это   процесс, состоящий из многих этапов и многих направлений.  Начинается он с занятия исходных позиций, то есть формирования системы (структуры) , системы вполне управляемой и одновременно управляющей движением народных масс. Политический вес этой системы  наращивается в процессе «ползучего» захвата власти  в низовых структурах    трудовых коллективах, домовых и квартальных комитетах, муниципальном самоуправлении.  Важнейшим фактором победных исходных позиций является формирование устойчивого мнения у большинства населения  и служащих силовых структур о необходимости революции .
Записан

юрий николаевич

  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 635
    • Просмотр профиля
Re: Что такое исторический материализм
« Ответ #6 : 22 Февраля 2016, 23:34:33 »

             Стратегия после установления диктатуры пролетариата

                   О тактике, то  есть о  первых мероприятиях диктатуры пролетариата все возможное сказано в     antonovyury007.blog.ru
                Обратимся к стратегии.  Общая задача состоит в соблюдении устойчивости создаваемой системы на всем протяжении процесса её создания и развития и недопущении  консолидации и  активизации противоборствующих сил. 
                   Первое, что требуется обеспечить хотя бы сохранение жизненного уровня населения,  а по возможности его улучшение .   Для чего немедленно  любой ценой восстановить систему хозяйственного управления  и учета. Кадры для этого нужно готовить заранее. Заранее получить информацию о наличии и доступе к резервам.
               Второе  - это  исключить и не допускать восстановления основы финансового могущества буржуазии. А именно,  национализация банковской системы , замена внутренней валюты и полный запрет хождения иностранной валюты. Поставить товарно-денежный обмен под контроль органов диктатуры пролетариата. Исключить теневую экономику.
                  В дальнейшем   с развитием производительных сил постепенное расширение распределения через общественные фонды и, в соответствии с этим, развитие демократии внутри диктатуры пролетариата. Постепенное относительное  сокращение ТДО.
             Процессы национализации, деприватизации и кооперирования средств производства производить без нарушения их деятельности.
              В первую очередь стратегические отрасли,  отрасли жизнеобеспечения.       
 Предприятия торговли национализируются последними  по мере становления государственной торговли.
В сельском хозяйстве по примеру США, Канады и Вьетнама восстановить систему МТС.
Автор согласен с многими исследователями , которые приходят к выводу , что в период завершения революции необходима политика мобилизационной экономики.
Сохранение устойчивости при постоянном изменении  структуры и  социальных отношений, может быть достигнуто только за счет идеологического единства .  Объединяющей идеей  для этапа социалистического строительства может быть сочетание  социальной справедливости и государственного патриотизма. Эта идея моментально из объединяющей становится разрушающей , если власть допускает отклонения от неё из-за своих амбиций, своей выгоды, или просто целесообразности. Народные массы должны видеть свою цель и чувствовать , что  для правительства эта цель является главной,  Народ способен выдержать невзгоды , если есть доверие к власти и всеобщее стремление приложить все силы для достижения общей цели.  Любая фальшь нарушает единство. А она может возникнуть из ошибочных, но может быть даже благих побуждений.  Тщательный марксистский анализ поможет избежать ошибок на любом уровне деятельности.  На этапе перехода от социализма к коммунизму очевидно, объединяющая идея должна измениться.
Дело в том, что такая объединяющая идея годится только для этапа социалистического строительства и не годится ни для этапа перехода к коммунизму, ни для этапа борьбы за власть.  Если для перехода к коммунизму основная идея основывается на освобождении труда и развитии творчества , то для борьбы за власть главная идея освобождение от эксплуатации и деспотии буржуазной власти и социальная справедливость.  Национально освободительная борьба должна пониматься как борьба за освобождение  прежде всего  от своей родной буржуазии , а потом и  от иностранной. Без победы над своей буржуазией не победим и иностранную.
Государственная система суть многосвязная система – множество прямых и обратных связей всех уровней.  Еще и горизонтальные связи, которые могут с изменением структуры превратиться в управляющие или в контрольные. А известно, что устойчивость падает с ростом структуры любого типа.   К тому же в процессе развития структура меняется вплоть до изменения знака связей. Контролировать и поддерживать устойчивость с помощью коррекции огромной структуры централизованно можно только полицейскими методами. Это не наш путь. Децентрализованная , инициативная коррекция может быть успешна только при идеологическом единстве. Идеологическое единство обеспечивает гибкость системы без появления местных искажений общей политики. То есть когда работа на всех уровнях посвящена единой цели, что способствует не только устойчивости в целом, но и устойчивости в частностях.
Поскольку мы, как я писал ранее, мыслим моделями , а модель может быть как угодно приближена к рассматриваемому объекту, то катастрофы модели не представляют ничего страшного. Более того они должны быть обнаружены и исследованы.  У всякой многосвязной системы есть сочетания параметров, приводящие к катастрофическим последствиям. Они называются точками бифуркации.
 Проведя бифуркационный анализ модели системы , мы получаем картину опасностей для системы, источником которых могут быть в том числевнешние воздействия. А уж будем рассматривать их как независимые, или как неучтенную часть системы, дела не меняет.
           При рассмотрении более общей системы эти воздействия становятся внутренними и могут быть предусмотрительно учтены. Впрочем, могут быть изменены и границы систем, ведь моделирование допускает некоторую произвольность.
Отдельные вопросы устойчивости
                 Существование любого объекта поддерживается  в случае равновесия его составляющих и процессов в нем происходящих. Наличие противоположностей и борьбы их между собой являет противоречие. Устойчивость равновесия может быть рассмотрена как статическая так и динамическая. Противоположности связаны между собой , изменение одной вызывает изменение другой, такая связь называется обратной связью.  Обратная связь может быть ослабленная и усиленная.   Назовем изменение одной из противоположностей  возмущением,  ответное противодействующее изменение противоположности силой возврата. Статическая устойчивость обеспечивается, если сила возврата нарастает интенсивнее вызвавшего её возмущения. Ослабление или ограничение силы возврата -  предвестник потери устойчивости.
Потеря динамической устойчивости связана с задержкой (запаздыванием) обратной реакции возврата. Такая задержка бывает двух родов: связанная с инерцией объекта, или,  связанная с потерями времени на распространение воздействия. Существуют искусственные методы повышения динамической устойчивости, называемые ускоряющей коррекцией.
Системы состоят из множества объектов имеющих внутренние обратные связи, и кроме того, вступающих во взаимодействие между собой. В сложных системах невозможно произвести подробный учет всех взаимодействий, которые комбинаторно возрастают с ростом сложности. Развитие компьютеров повышает возможности расчета, но это же развитие увеличивает сложность систем, куда компьютеры входят. Это состязание расчет проигрывает.   Единственный выход – интегральный анализ.
Будем рассматривать интегральный (суммарный) вектор изменения системы, как состоящий из двух частей:  интегрального (суммарного) вектора возмущения и  интегрального вектора силы возврата. Так как в отличие от простого случая двух противоположностей,  противоположностей в системе гораздо больше, вектора получаются многомерными.   Более того они почти всегда не противоположны.  Будем называть один из этих векторов, вектор стремления сохранения состояния -  консервативным,   а вектор стремления к изменениям  -   прогрессивным. При образовании новой развивающейся системы  главное направление развития  -  приспособление системы к окружающим условиям, при этом прогрессивный вектор способствует приспособлению системы, то есть способствует защите от внешних воздействий, а консервативный   вектор сохраняет процессы развития и укрепляет состояние системы. Таким образом, оба векторы имеют мало противоречий, и  изначально устойчивая система в развитии сохраняет свою устойчивость
              Созревшая и полностью приспособившаяся система теряет этот механизм поддержки и развития устойчивости.    Система перезревшая, достигшая уровня необходимости изменения внешних условий, встречает сопротивление этих условий, интегральные вектора становятся антагонистическими и требуют изменений системы для  снятия противоречий.  Снятие противоречий ослабляет основные противоречия, а если именно эти противоречия поддерживали систему в состоянии равновесия , то для устойчивости системы основную роль  начинают играть мелкие внутренние противоречия. Так что прежде чем снимать основные противоречия нужно провести реформы над мелкими, внутренними.
С  глобальной точки зрения внешние условия   являются продуктом деятельности других окружающих систем, большинство которых не подвержено нашему активному влиянию. Анализ этих систем позволяет предусмотреть возможные угрозы до их возникновения.
            Для системы человеческого общества, в частности, системы социализма средством повышения статической устойчивости является диктатура пролетариата (представительная власть). Но динамическую устойчивость диктатура пролетариата обеспечить не может.  Динамическая устойчивость достигается только использованием гибкой быстро реагирующей  структуры управления   (исполнительной власти).
            При ослаблении роли государственных органов должен быть введен механизм регулирования производственных процессов (производственных отношений), ставящий в соответствие  потребности  с производством в части количества продукта и использования способностей трудящихся.
Записан

юрий николаевич

  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 635
    • Просмотр профиля
Re: Что такое исторический материализм
« Ответ #7 : 22 Февраля 2016, 23:48:21 »

                              Классовый подход
                 Классовый подход – это не что иное, как использование метода материалистической диалектики при исследовании объективно развивающихся производственных, социальных, политических и идеологических отношений в обществе.             
 При этом всегда в обществе выделяются большие группы людей с одинаковыми, сходными материальными потребностями и интересами. Вот они-то и составляют классы.

Классы возникают не на баррикадах или в дни голодовок наемных работников, не получающих месяцами, а порой годами заработную плату, а прежде всего, в системе отношений собственности на факторы общественного производства и на результаты производства материальных и духовных благ. Классовая дифференциация существенным образом влияет на положение членов общества в сферах непосредственного производства, распределения, обмена, потребления, а также во властных и политических структурах.

          Деление общества на классы может быть произведено только с использованием определенных критериев.
Возьмем в качестве примера известное высказывание В.И. Ленина
«Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы, это такие группы людей, из которых одна может себе присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства».
                  Классовый подход, в свою очередь, заключается в осознании и умении самих классов, политических партий, общественных и идеологических организаций, информационных структур и органов законодательной и исполнительной власти защищать на деле систему потребностей и интересов тех или иных классов и социальных групп. В истории человечества было так, что ежечасно и ежедневно социально-экономические и политико-идеологические субъекты общественных отношений всегда осуществляли присущую им защитительную работу, придерживаясь исключительно классового подхода.
                          О классах и формировании пролетариата смотри   
                 http://antonovyury007.blog.ru
                 Люди не живут и не действуют изолированно друг от друга: они всегда объединяются по экономическим интересам в большие или малые социальные группы, борьба которых и движет историю. В эксплуататорских обществах эта борьба принимает самые разные формы: экономическую, политическую, идеологическую, морально-нравственную
            Внутри государства идет борьба за наиболее полное удовлетворение материальных и духовных потребностей и, соответственно, за реализацию интересов классов, социальных групп и индивидов.
            Таким образом, под классовой борьбой следует понимать действия самих классов и социальных групп, органов власти, политико-экономических, идеологических и информационных структур, а также руководителей всех уровней по упрочнению положения своих классов и социальных групп во всех сферах общественной жизни.
               В соответствии с положением социально-экономических субъектов классовая борьба становится разнообразной: экономической и политической, идеологической и психологической, информационной и религиозной, нравственно-этической и международной, теоретической и философской и т.п. Борьба идет за наиболее полное удовлетворение материальных и духовных потребностей и, соответственно, за реализацию интересов соответствующих классов, социальных групп и индивидов, во властных структурах и в управлении обществом.
             Различие места в укладе общественного хозяйства приводит к различию коренных интересов. Совместные действия по защите общих интересов ведут к единству и неограниченному возрастанию силы класса. Такая перспектива не устраивает буржуазные власти, и они всеми силами препятствуют осознанию пролетариями своих общих интересов.
                    Буржуазные социологи предпочитают делить общество на страты. Страты в основном они разделяют по роду деятельности.  А поскольку   величина дохода и уровень жизни связан с родом деятельности, этот принцип деления позволяет им людей с  промежуточной  между олигархами и рабочими  величиной дохода  называть средним классом.  Но этот воображаемый класс разделен различающимися интересами. Внедряется и популяризируется мнение, что власть служит именно среднему классу.  Такое расплывчатое объединение  не может иметь собственной идеологии, и подчинению подвержено    влиянию  буржуазных интересов. Буржуазия умело пользуется этими возможностями и укрепляет свою власть.  Их социология стала оружием поддержки и укрепления капиталистических отношений.
               В процессе формирования , существования и изменения формаций наблюдается явления изменения базиса и соответственное изменение надстройки. Надстройка  иногда отстает от базиса, иногда опережает, но всегда наблюдается оставление отдельных черт старых надстроек, главным образом  в сфере морали, этики и культуры. Эти факторы переживают базис на века.  Формации, объединенные этими факторами, называют цивилизациями. Вторичность понятия цивилизация не вызывает сомнений. 
                Буржуазные философы и социологи, ухватившись за это явление, строят свой так называемый цивилизационный подход.  Их цель, используя, цивилизационные различия,  затушевать социальные противоречия, и под лозунгом распространения цивилизации установить и расширить господство американского империализма во всем мире.
                     Например, мы никогда не услышим от людей, добывающих средства к жизни своим трудом, одобрения действий российских олигархов. В свою очередь, от олигархов мы никогда не услышим осуждающих слов о накоплении огромных капиталов в собственности отдельных лиц и их роскошной жизни в заморских странах.
         Борьба классов и социальных групп за реализацию своих интересов выступает локомотивом, движущей силой в механизме действия человеческого фактора. Без классовой борьбы человеческая цивилизация развиваться не имеет возможности.
С этой точки зрения сталинский тезис об обострении классовой борьбы при построении социализма не так уж не верен, он ошибочен с точки зрения оценки ситуации и терминологии.  Правильнее говорить, что классовая борьба не обостряется, она становится более опасной, её ход становится критическим  по причине неизведанности путей дальнейшего развития.  Сталин и сам это понял , когда поднимал вопрос о необходимости  развития теории социализма. Пока есть ТДО существует почва для возникновения буржуазии  и появления неосознаваемой пролетариатом классовой борьбы.  Пренебрежение диктатурой пролетариата, органами классовой борьбы пролетариата гибельно.
                        Исторический подход
                Исторический материализм не назывался бы историческим, если бы ограничивался только рассмотрением общественных систем.  Наиболее важным для нас является изучение вопросов рождения, развития и распада общественных систем, вопросы их взаимодействия, закономерности перехода от одной к другой, что по сути и является историей человечества.
             Глобалисты ставят своей целью установление единой формации для всего человечества. Однако эта цель в настоящее время не достижима из-за неравномерности развития , обусловленного различиями в природных условиях, менталитете и культуре различных народов. Так что на земном шаре сосуществуют различные формации, они развиваются возникают, погибают и переходят друг в друга. Как было отмечено выше, современное деление формаций слишком упрощено, и обозначает только тип формации.
                       Формация определяется прежде всего способом производства. Даже Маркс рассматривал большее количество способов производства, чем теперешние марксисты, однако эти работы Маркса несправедливо забыты.
 Попробуем рассмотреть закономерности переходов от одной формации к другой.  Ясно, что переходы между формациями одного типа отличаются от переходов между формациями разных типов.
Даже внутри одной формации существует несколько способов производства и классифицируются формации по преобладающему способу производства.
             Способ производства — сочетание производительных сил (трудящейся массы людей и средств производства, которыми те пользуются) и производственных отношений (общественных отношений, отношений к собственности, неизбежно возникающих в связи с производством). Изменение какого либо одного из факторов приводит к изменению способа производства, а следовательно и формации.
           Способ производства определяет базис общества, но определяет неоднозначно, на базис влияет и текущая структура классового деления. Помимо этого варианты возникающей на основе базиса надстройки дополняют цельную формацию. Одновременное существование нескольких укладов приводит к понятию государственной формации и отдельных отживающих и нарождающихся формаций , подчиненных государственной , но тем не менее существующих и порождающих разнообразие государственных.

             Принято определять  государственную формацию по наиболее мощной, довлеющей,  определяющей надстройке. Но при внимательном рассмотрении обнаруживаются некоторые местные, частичные признаки  и уклады других формаций.  Кроме того трудности представляет определение типа государственной, главной формации.   По-видимому нельзя судить о типе формации по формальным общеизвестным признакам типа собственности, системы распределения, уровня развития производительных сил.       
Главным признаком должно быть наличие или отсутствие эксплуатации , а также тип эксплуатации.
А что такое эксплуатация ?   Наиболее  понятное определение, пригодное для любого строя и уклада : « Эксплуатация это недобровольное отчуждение и присвоение результатов труда или части результатов труда работника.»    Эксплуатация, как правило основывается на праве собственности на средства производства, или на производительные силы. 
          Добровольное отчуждение результатов труда в пользу общественной организации или государственных органов эксплуатацией не является.

          Наибольший интерес представляют закономерности перехода от одной формации к другой.  Пока представляется нижеследующий перечень закономерностей:
1   Каждая формация имеет свой цикл существования от начального развития  и укрепления до разрастания противоречий и потери устойчивости
2   Переход между формациями одного типа может быть как революционным, так и эволюционным за счет реформ проводимых сверху.  Переход  между формациями разных типов может быть только революционным
3   Переход может осуществляться только от формации в конце цикла, теряющей устойчивость к развивающейся формации находящейся в начале цикла
4   Переход между формациями может быть прогрессивным и регрессивным.   
Прогрессивный переход есть результат развития в недрах формации новых укладов, содействующих системной устойчивости формации. Регрессивный переход – потеря устойчивости без обеспечения возможности опереться  на подготовленный новый уклад.
С экономической точки зрения формация представляет собой сочетание различных укладов. В процессе развития формации меняется соотношение этих укладов, да и сами уклады эволюционируют или сменяются на другие. Среди отживающих укладов встречаются весьма устойчивые и избавиться от них можно только с помощью революционных преобразований. Например, мелкобуржуазный уклад порождается и поддерживается товарно-денежными отношениями. 
Наличие ТДО порождает мелкобуржуазную психологию, которая в свою очередь подталкивает людей к проявлению частной меркантильной инициативе, которая может быть ограничена только принудительно.
             Отсутствие ограничений приводит к развитию капитализма уже на всех уровнях.
В 21 веке революционными (контрреволюционными) преобразованиями являются:
Национализация (приватизация)
Обобществление государственной собственности (присвоение государством общенародной собственности)
Освобождение труда
Ликвидация ТДО
Перевод творчества из возможности в обязанность (экономическое препятствование образованию и творчеству)
              Преобразования осуществляются путем революции или реформ.   Реформы оказываются возможными  по причине неоднородности формаций. Предыдущие и последующие формации присутствуют в виде отдельных фрагментов, не согласованных и постоянно борющихся  между собой. У формаций нет плавных переходов, как нет переходов между белым и черным. «Серое» это не переход ,  реально  формация может быть только  «пестрой», что подчеркивает невозможность реализации буржуазной теории конвергенции.     
               Реформы , проводимые сверху не могут поменять формацию  , они могут сформировать  какой-либо фрагмент будущей формации (может быть не один) и предоставить ему возможность развиваться. При этом следует учитывать стремление преобладающей формации подавить новую,  для новой нужна защита до тех пор,  пока у новой не сформируются свои защитные функции..
Записан

юрий николаевич

  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 635
    • Просмотр профиля
Re: Что такое исторический материализм
« Ответ #8 : 22 Февраля 2016, 23:49:25 »

                            Состав формаций
             Для описания формаций обычно применяется разделение признаков формации на признаки базиса и надстройки.
Рассмотрим базис
Базис— совокупность способа производства материальных благ и структур классов, которая составляет экономическую основу общества.
Способ производства — сочетание производительных сил (трудящейся массы людей и средств  производства, которыми те пользуются) и производственных отношений (общественных отношений, отношений к собственности, неизбежно возникающих в связи с производством)..
                  Производственные отношения характеризуются, прежде всего характером труда. Труд может быть свободным, наемным или принудительным.
                  Свободный труд это добровольный труд без вознаграждения и принуждения.       Такой труд характерен для коммунистического общества и для изолированного натурального хозяйства. Неизолированное натуральное хозяйство, как правило продает часть своей продукции и составляет один из видов мелкобуржуазного способа производства.
           Наемный труд является основой капиталистического способа производства, когда работнику оплачивается часть  затраченного труда в виде денежного вознаграждения или натуроплаты. Отчуждаемая часть стоимости может присваиваться владельцем предоставляемых средств производства, или  частично распределяться через общественные фонды между работниками и некоторыми категориями нетрудоспособных граждан. Такое распределение при его массовом использовании некоторые современные экономисты считают признаком социалистического способы производства. Можно согласиться, что это признак, но только косвенный.
            Принудительный труд является признаком рабовладельческого способа производства,  или наказания преступника.
              Характер труда связан с собственностью на средства производства.   так как вознаграждение за предоставляемые средства производства отчуждаются владельцем, социалистическое отчуждение возможно лишь при общенародной собственности..
Форма собственности (частная, общественная, государственная или общенародная) разграничивает только капиталистическое и коммунистическое общество но не характеризует социалистическое.
                       Социалистическое общество характеризует только подавление или отсутствие частной собственности. Государственная и общественная собственность гарантируют отрицание капиталистических отношений ограниченно. Общественная только внутри сообществ , а государственная - только внешне, между предприятиями.
           При социализме общенародная собственность возможна только для объектов, не являющихся средствами производства, права собственности на средства производства, несмотря на декларации в конституции и других законах, фактически принадлежат и используются государством и общественными организациями.
               Так что производственные отношения при социализме определяются  степенью сохранения товарно-денежных отношений.  Эта степень характеризует по сути степень сохранения государственно-капиталистического уклада. Изживание ТДО = изживание госкапитализма.
         Вообще в способе производства существует одновременно несколько укладов.       
 Осуществляется изменение соотношения между ними .  В переходных процессах происходит отмирание старых и развитие новых, а также зарождение будущих, причем не равномерно и не одновременно на разных уровнях.  Способ производства не может измениться моментально без катастрофических последствий.
                Структура классов  также постоянно претерпевает изменения.  Происходит расслоение традиционного классового деления и объединение и новое  формирование существующих классов и прослоек.  В пролетариате появляются новые категории , в частности в ряды пролетариата вливаются, бывшая техническая интеллигенция и гастарбайтеры. Это вносит дополнительные не антагонистические противоречия в пролетариат, что требует нового подхода к работе пропагандистов. Управляющая часть интеллигенции  (менеджмент) разрастается количественно, и не только переходит на позиции , а становится частью буржуазного класса. Обретает силу чиновничество, оно служит буржуазии и является пока её частью, но противоречия между капиталистами и чиновничеством в борьбе за власть уже сформировали чиновничество как сословие. А у сословия при разрастании противоречий есть шанс стать классом. Деклассированные элементы представляют собой массу, подверженную влиянию и буржуазии и криминала и националистов, что представляет большую опасность , как показали события на Украине.
Остатки интеллигенции творческих профессий практически перестали быть интеллигенцией и превратились в сотрудников шоубизнеся.  Только не коммерциализированная часть работников здравоохранения и образования может считать себя сохранившейся интеллигенцией.
Считается что надстройка вторична, зависима от базиса, но обладает относительной самостоятельностью и может в своём развитии как соответствовать базису, так и опережать его или отставать от него, таким образом, стимулируя или тормозя развитие общества. Однако она не всегда вторична,  при революционном переходе в первую очередь ломается надстройка и именно надстройка производит изменение базиса одновременно с процессом своего формирования..   Формирующаяся надстройка при поддержке движущих сил революции играет ведущую роль и при формировании базиса.  В процессе дальнейшего развития формации надстройка вынуждена подчиняться процессам развития базиса и действительно  вторична..
            Надстройка это совокупность политических, правовых, религиозных институтов общества, а также нравственных, эстетических, философских воззрений в нем, служащих в классовом обществе господствующему классу   для контроля  над подчиненными классами  с помощью идеологии выгодной самому господствующему классу для поддержания общества в том положении, в котором оно находится и сохранения своей власти. Надстройка - сознание общества.
 
               Деятельность людей, направляемая общественным сознанием, включает в себя помимо общественного сознания объединение, организацию людей как социальных субъектов, а также материальные средства (например, вся система государственных учреждений) осуществления этой деятельности.
Надстройка включает в себя органы власти, и организованные ими учреждений пропаганды идеологии господствующего класса и учреждений удаления и подавления лиц и организаций противоположной идеологии. Надстройка включает в себя  сложившиеся традиции и межличностные отношения, зафиксированные в конституции и сводах законов.
             Надстройка в своей специфике по сравнению с общественным сознанием как её компонентом служит для обратного воздействия общественного сознания на общественное бытие.
              В обществе кроме материальных производственных отношений есть и другие отношения, а именно идеологические. Производственные отношения складываются объективно, не проходя предварительно через сознание человека. Человек, прежде чем он осознает, что живет в условиях тех или иных производственных отношений, уже включен в эти отношения, имеет дело с этими отношениями как с объективным фактором.   Идеологические общественные отношения складываются, проходя через сознание людей, затрагивая в той или иной мере сознание людей. В этом их главное отличие от производственных отношений.
                          Надстройка есть более или менее стройная система общественных идей, соответствующих этим идеям организаций и учреждений, и идеологических отношений, в которые вступают люди, руководствуясь определенными идеями и используя для этого известные организации и учреждения. Таким образом, надстройка складывается из трех основных элементов: общественных идей, общественных организаций и учреждений, идеологических отношений
        К надстройке относятся не только политические, правовые, философские, эстетические и религиозные взгляды общества, но и определенные учреждения. В классовом обществе политические и правовые взгляды связаны с политическими и правовыми учреждениями — с целой системой общественно-политических организаций. Религиозные взгляды связаны с религиозными организациями, прежде всего церковными.   
Художественные, эстетические взгляды, воплощенные в произведениях литературы и искусства, пропагандируются определенными общественными и политическими организациями, театрами, средствами массовой информации.. То же можно сказать о философских и этических взглядах, которые пропагандируются через журналы и общества. Следует подчеркнуть, что все эти учреждения и организации тесно связаны друг с другом и каждая из них пропагандирует и распространяет   все   взгляды господствующего класса — политические, правовые, моральные, художественные и т, д.
              Не все элементы надстройки характеризуют формацию. Формация определяется формой власти , её источником и межличностными отношениями собственности в обществе.  Остальные элементы могут изменяться и иметь варианты без изменения формации.
           Таким образом, надстройка есть единство определенных общественных взглядов, учреждений, направляющих идеологическую деятельность и идеологические отношения людей.
        Поэтому надстроечные формы очень многообразны и сложны, если к ним подходить с точки зрения классового анализа, как, впрочем, и производственные отношения, где помимо господствующих отношений обычно существуют остатки производственных отношений прошлых исторических эпох и зародыш экономических отношений будущей формации.
На всем протяжении развития определенной общественно-экономической формации мы имеем дело с одним и тем же господствующим   типом производственных отношений, а следовательно, с одним и тем же   типом   надстройки. Однако следует помнить, что каждая общественно-экономическая формация знает свои периоды возникновения и упадка.
Записан

юрий николаевич

  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 635
    • Просмотр профиля
Re: Что такое исторический материализм
« Ответ #9 : 22 Февраля 2016, 23:50:33 »

В экономическом строе в рамках одной и той же формации могут произойти некоторые структурные изменения. В соответствии с этим идеи класса, являющегося носителем данных производственных отношений, данного базиса, претерпевают известные изменения. Идеология класса восходящего, борющегося за утверждение нового базиса, , когда он приходит на смену старому базису, является исторически прогрессивной. Идеология того же самого класса  в период, когда она защищает изживший себя базис, с тем чтобы не допустить утверждения нового базиса, естественно, лишена каких бы то ни было прогрессивных черт. Она реакционна.
В первые годы советской власти определяющей силой надстройки являлась диктатура пролетариата.   Национализация средств производства одномоментно перевела частнохозяйственный капитализм в государственный капитализм.  Введение рабочего контроля, развитие кооперации, государственное регулирование цен, расширение распределения через общественные фонды создали так называемый (не случайно) социалистический сектор, но полностью ликвидировать госкапиталистические отношения не могли. Оставалась основа всех видов капитализма – товарно-денежные отношения.  Сформировавшийся строй некоторые исследователи называли государственным социализмом.  На повестку дня встали преобразования перехода к следующей стадии  - государственному коммунизму.  Основные задачи которого: начать  переходные  процессы  освобождения труда и ликвидации товарно-денежных отношений.

               Диктатура пролетариата обеспечивает   политические   предпосылки построения социалистического базиса: подавляет сопротивление эксплуататоров, организует вооруженные силы революции, развивает связи победившего пролетариата с рабочим классом капиталистических стран, укрепляет союз с крестьянством и трудящимися массами своей страны и осуществляет государственное руководство ими, обеспечивает развитие пролетарской демократии как демократии высшего типа и развитие новой, советской общественности, создает все условия для развития производственной, политической и культурной инициативы трудящихся.
Однако постепенное ослабление и отход от диктатуры пролетариата привели к сокращению социалистического сектора в базисе и соответственно к  эволюции надстройки.  Исчезновение единства надстройки , возникновение противоречий в базисе и между базисом и надстройкой сделали всю систему неустойчивой.
            Цикл существования каждой формации включает стадию установления, стадию развития, стадию потери устойчивости.
В стадии установления происходит переход к измененному базису под определяющим  влиянием надстройки , в стадии развития происходит развитие базиса , а надстройка может развиваться или регрессировать в рамках существующего базиса, опережающая роль надстройки исчезает. В стадии   потери устойчивости базис уже созрел  для своего изменения, а надстройка отстала и играет реакционную роль, способствуя появлению в базисе черт предыдущей формации. 
                            Реакционная надстройка способна развалить базис и основанную на нем формацию,  Что и произошло в Советском Союзе. Правый уклон в КПСС препятствовал назревшему  развитию базиса и привел к развалу партии и остальной надстройки. Новая надстройка не могла провести преобразование созревшего для этого базиса в виду полного взаимного несоответствия, а смогла только развалить его и самой развалиться . 
Другие, пришедшие к власти, смогли на руинах сформировать подобие предыдущей  капиталистической формации.
                     Встает важная проблема определения порядка смены формаций.  Прежние теории говорили о том , что смена формаций определяется развитием способа производства, а в конечном счете развитием производительных сил. И это правильно, однако при этом предполагался последовательный рост и развитие производительных сил. На предыдущих исторических этапах так и было.   В наше время характер производительных сил в капиталистическом мире принципиально изменился так, что явилась возможность регулировки  путей развития производительных сил.
Дело в том, что в наше время резко возрастает их интеллектуальная составляющая в связи с развитием и усложнением технологий. У лиц, власть предержащих, возникает дилемма: допустить интеллектуальное развитие работников  и подвергнуть опасности  свою руководящую роль, или  затормозить развитие технологий , что ослабит их конкурентоспособность.  Дилемму они решают путем повышения сложности труда, но резкому профессиональному  сужению  квалификации.  Профессионально образованные и развитые люди прекрасно  участвуют в сложнейших технологических процессах , но не в состоянии занять руководящую роль. Если раньше говорилось , что работник становится придатком машины, то теперь работник становится жестко запрограммированным вычислительным средством, сложным, высокоинтеллектуальным , но автоматом.
Этот процесс еще не так развился но он идет. Такое изменение производительных сил приведет к изменению производственных отношений. Какие  бы  предположения о новых отношениях я бы не высказал, Вы справедливо сочтете их фантастикой, Так что  здесь представляется простор для диалектического и социологического анализа.
            Какой смысл ставить для революционной партии задачи , которые не осуществимы .  Надо разделить существующие составные части базиса и надстройки на те, которые могут быть изменены до установления диктатуры пролетариата и те которые могут быть изменены сразу после.   При этом до взятия власти руководствоваться своими возможностями,  а  после -  безусловным сохранением устойчивости в процессе преобразований.
               На каждом моменте истории общества это будут разные задачи, и мы должны непрерывно  анализировать состояние общества, и корректировать свою стратегию и тактику
Утверждение, что порядок смены формаций определяется уровнем развития производительных сил не так просто, как кажется. Уровень развития это не только  совершенство средств производства  , производительность труда, квалификация персонала, но, что еще важнее , мораль, настроения, самосознание пролетариата и общества.  Осознание пролетариатом своей исторической роли  есть  главное обстоятельство дальнейшего развития человечества и наша главная задача
Порядок смены формаций не произволен.  Дело в том, что формация при переходе меняется не полностью, меняются только определяющие её факторы.  Одни факторы исчезают другие появляются.  Формация исчезает тогда, когда она исчерпала свои исторические функции. То же самое можно говорить и об определяющих факторах. Фактор заменяется другим, когда  в существующих условиях другой фактор обеспечивает исполнение его главных функций. Например, при переходе от частного капитализма к государственному частная собственность на средства производства заменяется государственной без нарушений динамики управления и стабилизации производства.   
Наиболее правильным является замена одного из факторов в базисе, а также в надстройке, отклонение от этого правила вызывает увеличение количества антагонизмов и   неустойчивость системы. Это объясняет возможные и невозможные переходы от одной формации к другой. 
                           Таким образом, руководствуясь этим правилом, можно построить последовательную  цепочку смены формаций. Варианты построения такой цепочки зависят от конечных целей, которые ставят перед собой власти. Можно сделать вывод,  что  начало  и завершение  смены формации определяются созреванием и сменой надстройки.
             Таким же образом прогнозируются будущие изменения формаций, и находятся характеристики промежуточных, переходных формаций. В этих формациях надстройка должна соответствовать базису,   но и базис должен перестраиваться под влиянием надстройки.  Если направление развития базиса при социалистических преобразованиях было рассмотрено и  изучено во многих работах, то развитие и изменение   надстройки почти не рассматривалось ни теоретически, ни практически.  Соответственно, нет теории социалистических формаций.
Пресловутая пятичленка представляет собой попытку систематизировать и формализовать деление этапов развития общества на типовые формации. Но еще при жизни классиков выражалось сомнение в полноте такого деления.  В то время дебатировался главным образом вопрос о азиатском способе производства. Кроме того четыре формации действительно существовали,  по крайней мере, в Европе, но пятая была прогнозом, не до конца уясненным. И непосредственный переход к ней от предыдущей предполагался невозможным и не даром предполагалась переходная, начальная  фаза – социализм.  Никто из основателей исторического материализма не утверждал невозможности шестой или  седьмой формации. Вполне возможным представляется возможность промежуточной формации между капитализмом и коммунизмом.  Вопрос не в возможности её существования , вопрос в её необходимости. Можно ли обойтись без неё?
Записан

Аркадий Голицын

  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 19202
    • Просмотр профиля
Re: Что такое исторический материализм
« Ответ #10 : 22 Февраля 2016, 23:59:03 »

    Всякое общество стремится сохранить свою устойчивость, в связи с чем, формируются консервативные тенденции, препятствующие развитию.  В конце концов, образуется более менее устойчивое равновесие, при этом развитие общественных отношений  замедляется или останавливается.  Такое состояние общества называется общественной формацией. 
     Какая глубина мысли! Ну просто шедевр! Как говаривал Остап Бендер: "Конгениально!". Только на самом деле это интеллектуальный мусор, разбираясь в котором, человечество напрасно потеряет множество человеко-часов самого драгоценного для человечества на сегодняшний день ресурса - времени. Юрий Николаевич, извините за нескромный вопрос:" У Вас случайно не геморрой, который не дает Вам спокойно сидеть на месте и заниматься нужным для общества делом его спасения от вызовов времени? А эти вызовы весьма и весьма серьезны. Говоря открытым текстом - они смертельны для человечества.
Записан

В Н Лебедев

  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 6238
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Re: Что такое исторический материализм
« Ответ #11 : 23 Февраля 2016, 11:08:30 »

В марксизме затраты труда не измеряются временем абстрактного труда. Это твои инсинуации, мудак.


дебил-быдло -голицын не знает основ марксизма..... а именно того что стоимость товара определяется временем абстрактного труда, иначе результаты различного труда невозможно сравнивать не имея единой размерности ,  этого элементарного дебилу-кретину-голицыну никогда не понять как безмозглой обезъяне


быдло-голицын не знает марксизма ..... поэтому этому кретину-голицыну надо вдалбливать правильное в логике ТТС марксизма...... а именно что общественные необходимые затраты труда в марксизме измеряются только временем абстрактного труда,  который  только позволяет  измерять  одной  размерностью  затраты труда различных видов ,  что позволяет  определить в марксизме эквивалентность обмена  товарами при  одинаковых стоимостях обмениваемых товаров

в соответствии с формулой
стоимость X товара1= стоимости  Y товара2

конкретное время  конкретного труда не позволяет  определить стоимость товара , так как результаты труда различных видов в одно и тоже время конкретного труда имеют различную стоимость товаров


мною ты быдло-голицын загнан в пятый угол и потому что ты не знаешь марксисма , и вся твоя писанина против марксизма есть свидетельство того что ты-быдло -голицын элементарно не знаешь и марксизм и лепишь твой идиотизм -голицына , который еще  глупее марксизма , который имеет свою логику в отличии от твоей писанины голицына ,которая просто говно без всякой логики



 МЕНОВАЯ СТОИМОСТЬ
        (exchange value) Количественное соотношение, выражающее стоимость одного товара через стоимость другого.  Когда эти меновые отношения выражаются в денежной форме (2 стула = 40 фунтам стерлингов), меновая стоимость превращается в цену товара.
Маркса (Marx), заявил, что меновая стоимость не является выражением рабочего времени, воплощенного в изделии, как это утверждал Рикардо.

 http://dic.academic.ru/dic.nsf/politology/3849/%D0%9C%D0%95%D0%9D%D0%9E%D0%92%D0%90%D0%AF


вывод
быдло -голицын врет когда заявляет --- "Меновая стоимость товара - это денежное выражение общественно необходимых затрат труда"


приведение различных видов труда к общей единице измерения невозможно конкретным временем , так как за одно и тоже время конкретного труда результаты труда  различны , поэтому  конкретное время конкретного труда априори не могут служить единицей измерения  различных видов труда ---- этого не знают только типа быдло--голицын и его тупорылые сторонники,  которые не ведают ,что  общественно необходимые затраты труда , определяющие стоимость товара, это  затраты абстрактного труда  (или времени его) в производстве товара
Записан

М.Н.Антоненко

  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1866
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Re: Что такое исторический материализм
« Ответ #12 : 23 Февраля 2016, 16:55:28 »

Начнем с экономической части. Устойчивость производительных сил


Это из "теории устойчивости" Петцольда.
Записан

Аркадий Голицын

  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 19202
    • Просмотр профиля
Re: Что такое исторический материализм
« Ответ #13 : 24 Февраля 2016, 15:28:21 »

Начнем с экономической части. Устойчивость производительных сил


Это из "теории устойчивости" Петцольда.
    А Вы про волатильность в экономике ничего не можете рассказать? Кто за кем в экономике "волочится"?
Записан

юрий николаевич

  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 635
    • Просмотр профиля
Re: Что такое исторический материализм
« Ответ #14 : 08 Апреля 2016, 09:38:59 »

   Общепризнанная теория устойчивости это устойчивость по Ляпунову. Только в этом смысле она в статье и подразумевается.
Записан
 

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Реклама