Другие новости

И снова о панфиловцах

22 ноября 2016 04:40
Татьяна Васильева

О панфиловцах мне впервые рассказала мама ещё до школы. Наверное, это произошло в Александровском саду в Москве, у гранитного памятника городам-героям, который протянулся вдоль кремлёвской стены рядом с могилой Неизвестного солдата. Я узнала, что панфиловцев было 28 и что командир сказал бессмертные слова: «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва».

Детское воображение рисовало картину группы оставшихся после боёв солдат, которые, как мне почему-то казалось, стояли на высоком холме, а перед ними командир с наставлениями перед решающим боем. Помню, я пыталась в воображении сориентироваться – где же Москва: за спиной командира или в противоположной стороне? А ещё я думала, что фамилия командира была Панфилов – то ли мама не упомянула фамилию Клочкова, то ли я не запомнила, а панфиловцы врезались в память.

Уже в школе я узнала подробности битвы под Москвой, о боях панфиловской дивизии, о политруке Клочкове.

Ни в раннем детстве, ни позже у меня конечно не было ни убеждения, ни даже впечатления, что вот именно 28 человек спасли Москву. Историю Великой Отечественной войны мы изучали в школе, а повесть Александра Бека «Волоколамское шоссе» была в списке литературы по внеклассному чтению. Подвиг панфиловцев был одним из символов той войны и конкретно символом битвы за Москву.

Заявления о том, что никаких двадцати восьми панфиловцев не было, что их подвиг – выдумка, а слова политрука – советская пропаганда, я первый раз услышала уже в постсоветские времена. Большого впечатления эти заявления на меня не произвели, потому что уже «разоблачали» Зою Космодемьянскую и Александра Матросова, перемывали кости Павлика Морозова… Начиная с «перестройки», исторических «сенсаций» накопилось столько, что всему прошлому грозило оказаться фейком. А такого быть не может. Придумать имена, даты, подделать документы, сочинить рассказы очевидцев? Зачем и как? Особенно во времена, которые были полны драматическими событиями.

Очередная волна «разоблачения» подвига панфиловцев накатилась накануне 75-летней годовщины битвы за Москву и встретила неожиданно резкий отпор со стороны российской власти. Министр культуры РФ назвал тех, кто сомневается в подвиге панфиловцев «кончеными мразями». Однако тут же фактически допустил, что никаких панфиловцев не было и вообще ничего не было. Он так и сказал: «Даже если бы эта история была выдумана от начала и до конца, даже если бы не было Панфилова, даже если бы не было ничего — это святая легенда, к которой просто нельзя прикасаться».

Сначала эта фраза вызвала у меня недоумение. Позвольте – что значит «если бы не было Панфилова»? Не мог же министр культуры перепутать, как я в детстве, Панфилова с Клочковым? Ну а если бы не было ничего, как сказал Мединский, то и нас, возможно, не было бы…

Весьма странный подход к памяти и истории Великой Отечественной войны. Впрочем, это конечно не исторический подход, а откровенно пропагандистский и конъюнктурный, призванный превратить всю историю нашей страны в легенды, мифы, домыслы и вымыслы – с разными оценочными оттенками, конечно. Тут и святой царь, и убийца генсек, и уничтоженная большевиками мощнейшая держава и Великая победа, доставшаяся ценой исключительно пушечного мяса и лишь с божьей помощью.

Конечно и впредь легенды будут касаться. Грядёт премьера фильма «28 панфиловцев», который наверняка вызовет очередные разговоры – были, не были? Найдется повод и в год столетия Великого Октября поиграться созданными за последние десятилетия легендами, а там и 80-летие Победы не за горами.

И во всех этих легендах растворяются и исчезают просто факты. А факты таковы, что 28 панфиловцев были. Они просто были и всё. Есть их фамилии и имена, им всем присвоено звание Героя Советского Союза. Лишён звания и всех наград лишь один из двадцати-восьми. Достаточно познакомиться с его биографией, чтобы узнать, почему так произошло. Другие остались Героями. Пятеро умерли уже после окончания войны. Бой 16 ноября у разъезда Дубосеково был, и лишённый позже всех наград панфиловец принимал в нём участие. Танки были подбиты. 4-ая рота 2-го батальона 1075-го стрелкового полка понесла большие потери в боях за Москву.  Политруком был Василий Клочков, и он погиб 16 ноября.

Историческим фактом является и статья о панфиловцах в газете «Красная звезда» от 27 ноября 1941 года и следующая публикация в январе 1942 года. Особо подчёркиваю: эта статья есть исторический факт, а не аргумент в пользу некой версии. Статью написал фронтовой корреспондент Коротеев, который не был очевидцем боя, но приезжал на место и беседовал с участниками и очевидцами. Он написал статью в газету, которая, как и все подобные издания того времени, была тоже оружием в той войне. И фронтовые корреспонденты воевали на своём фронте – их вклад в Победу так же значим, как военные подвиги красноармейцев и трудовые подвиги тех советских людей, которые работали в тылу.

Достоверным фактом является и то, что слова «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва» были напечатаны в газете. В данном случае уместно воспользоваться началом речевой находки Мединского: даже если бы Коротеев выдумал эти слова от начала до конца, только за них он заслуживал бы звания Героя Советского Союза. Не трудно представить, какой смысл для того времени, для того этапа войны имела эта необычайно ёмко, талантливо, искренне и правдиво сформулированная фраза, какую роль она сыграла.

Но есть и другие исторические факты: по словам бойцов, в дивизии выходила газета с похожим призывом политрука. А в письмах к родным с фронта Клочков выражал особую готовность бойцов и свою личную стоять насмерть за Москву, которую он называл родной, при том что сам был родом из Саратовской области, позже переехал на Алтай, а на фронт ушёл из Алма-Аты. Кроме того, есть стенограмма беседы с одним из 28-ми панфиловцев – Илларионом Васильевым, который так передаёт слова политрука: «Мы все обучались в истребительном батальоне. Ужаса сами себе не придавали такого, чтобы сразу в панику удариться. Мы в окопах сидели. «Ничего, — говорит политрук, — сумеем отбить атаку танков: отступать некуда, позади Москва». Приняли бой с этими танками».

Всё, что было связано с подвигом панфиловцев после войны, начиная с расследования 1947 года, когда был привлечён к уголовной ответственности за предательство один из оставшихся в живых, тоже уже стало историей. И все попытки разоблачения – прошлые, настоящие и будущие, стали или станут фактами, которые будут характеризовать прежде всего то время, в которое эти попытки предпринимались, а история самих событий, произошедших в ноябре 1941 года у разъезда Дубосеково, не сможет стать благодаря этим разоблачениям какой-то более объективной, если на то претендуют её исследователи.

Чем дальше мы от каких-то событий по времени, тем туманнее становятся для нас детали и тем яснее то, какую роль сыграли события для своего времени, какое значение они имели тогда, как воспринимались обществом.

И там, в пекле войны, никаких сомнений в подвиге не было. Позже панфиловцы стали символом битвы за Москву – тем символом, который с благодарностью приняли потомки победителей. Первое сомнение в достоверности подвига панфиловцев прозвучало в 1966 году, не из уст историка – из уст литературного критика и публициста, собственно, коллеги автора очерка о панфиловцах. Усомнившийся Эмиль Кривицкий  в своей статье рассуждает о том, как и почему исторические факты становятся красивыми легендами, и полагает, что эти факты стоит от легенд очищать. Статья была опубликована в «Новом мире». О каких-либо репрессиях со стороны власти в отношении автора нигде не упоминается.

В конце 1980-х началась массированная подготовка к уничтожению всего, что ещё мешало столкнуть нашу страну в дикое поле капитализма. Из секретных архивов стали извлекаться некие документы, о подлинности которых никто и не задумывался. Извлечение носило выборочный характер и имело однотипную направленность: всё, что было хорошо, в соответствии с секретными документами, оказывалось плохим, а всё плохое — хорошим. Подвиг панфиловцев попал, разумеется, в первую группу и превратился в гнусный образец советской пропаганды.

Прошло время. Промчавшись по дикому полю, наша страна оказалась на обочине. Факты настоящего не блещут красотой, и из фактов недавнего прошлого красивые легенды не получаются. И тогда из затоптанного достаются некоторые подходящие обломки, которые после реставрации предлагаются в качестве легенд, а святыми они становятся тогда, когда их касаются «конченные мрази». Такова современная эпоха.

Когда внуки спросят меня, были ли панфиловцы, я отвечу – были. Совершили подвиг? – Совершили. Был Клочков и были слова «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва». И это не святая легенда для современного использования по случаю. Это один из многих эпизодов той войны, который благодаря корреспонденту «Красной звезды» стал более известным, чем другие, и в связи с тем, что имел место в один из самых критических периодов войны, заслуженно выступил историческим символом того времени. Всё, что было потом – другая история.

Другие материалы по теме:


89 комментариев
александр г.аша челяб.обл. 03.12.2016 08:44    

korotky_trinity, Вы первым удостоены быть поставленным на Остров. От поздр троицу!

Ваше имя 03.12.2016 21:09    

Так Вы прочитайте википедию и увидите.

Подробнее: http://comstol.info/2016/11/obshhestvo/12295/comment-page-1#comments
А Википедия-то при чем? Вы ей доверяете больше чем официальным документам Государственного архива?

korotky_trinity 04.12.2016 01:02    

Ваше имя, в википедии изложены как раз официальные документы из гос. архивов.

А в статье этой Татьяны… которую я подозреваю знаю по переписке в личке… одни эмоции и… уж извините… откровенная ахинея типа такой:

Автор статьи: «Достоверным фактом является и то, что слова «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва» были напечатаны в газете. В данном случае уместно воспользоваться началом речевой находки Мединского: даже если бы Коротеев выдумал эти слова от начала до конца, только за них он заслуживал бы звания Героя Советского Союза»

Подумайте на секунду !!! Журналист Коротеев заслужил звание Героя Советского Союза за то, что выдумал слова убитого политрука Клочкова !

Это можно в трезвой голове такое представить !

Ваше имя 04.12.2016 12:55    

В том то и дело. А википедия почему то стала аргументом в защиту мифа.

александр г.аша челяб.обл. 04.12.2016 16:00    

Эта «речевой находки Мединского» взялась у него как оговорка-ответ вышестоящему руководству, так сказать он этим выдавливает из себя согласие с требованиями руководства. Сам же Мединский В.Р. скорее всего в душе с этим не согласен. Вот тупо и оговаривается. Так что он почти-что тоже готов пойти на Остров, но от самозабвения меркантильный рассудок спасает.

александр г.аша челяб.обл. 04.12.2016 16:11    

Позорно было фашистам признаться, что армадой не смогли советских мальчишей-кибальшичей одолеть. Гитлер им (командирам танков) всем бы башки сам лично по отрывал, узнав о таком позоре. Насколько я наслышан, замполит Клочков Василий Георгиевич заведовал ресторанами, а торгашеским духом (мещанством) ни на йоту не заражён. Вот он — советский человек и коммунист. Его слово и сейчас нашу Родину защищает.

Ваше имя 04.12.2016 18:00    

Позорно? Признать разгром под Москвой не позорно, а этот эпизод исключить из своих сводок и донесений — позорно. Это да. Здравый смысл отдыхает — во имя министра культуры.

korotky_trinity 04.12.2016 19:19    

Гитлер был не Сталин. Он своих командиров не расстреливал за военные неудачи. ;))))

Как Сталин расстрелял все руководство Западного фронта во главе с генералом Павловым, которого сам и поставил на этот пост перед войной… А войска отступили — пожалуйте к стенке.

korotky_trinity 04.12.2016 19:23    

Александр, то что ваших «волшебных кибальчишей» не существовало, написал командир полка Копров.

Тяжелей бой был, особенно на участке обороны 4-ой роты. Потери были огромные.

Но бой велся всей ротой, никаких отдельных 28-ми «кибальчишей» не существовало.

korotky_trinity 04.12.2016 19:25    

Для чего вам надо воевать с историей — непонятно… Инстинктивно что ли воюете ?

korotky_trinity 04.12.2016 19:26    

Александр, в интеренете тот бой даже уже реконструировали ! Есть даже его карта в Википедии…

Зайдите и убедитесь.

korotky_trinity 04.12.2016 19:34    

Меня честно говоря, этот вопрос так взволновал потому, что мне кажется, в нем ясно проявляется то, что нам угрожает.

Отказ от стремления к истине. Это даже не относительно героических солдат Панфиловской дивизии.

Истина в современной России становится неважна.

Истина — дело десятое.

Ученые, как проговорился Мединский, в первую голову должны быть патриотами…, а уже потом «правдо-копателями». (словечко-то какое !)

Хотя что же это за «патриот», который не хочет знать правду ! Даже звучат слова министра дико !

korotky_trinity 04.12.2016 19:40    

Получается… вдумайтесь товарищи !… Если среди ученых еще остались «правдо-копатели» — дело для России плохо.

Правда оказывается не нужна. :)))

Зачем она вообще нужна ? Токма жить мешает. :))))

Нужна не правда, а вдохновляющая идеология Великого Государства.

Такова логика этих людей. Которую я почти не утрирую. (словечко «правдо-копатели» — их)

Ваше имя 04.12.2016 20:39    

Удивительной пример психоанализа! Мединский- в душе против. Против чего? Против поддержки мифа? За правду?

Ваше имя 04.12.2016 20:53    

То есть начальство дало Мединскому приказ поддержать Вашу точку зрения — и Мединский, наступив себе на горло — принял ее? Блеск! У вас с ним разное начальство? Или одно?

korotky_trinity 04.12.2016 20:54    

Да, Александр вы написали —

Александр: «Эта «речевой находки Мединского» взялась у него как оговорка-ответ вышестоящему руководству, так сказать он этим выдавливает из себя согласие с требованиями руководства. Сам же Мединский В.Р. скорее всего в душе с этим не согласен.»

Так с чем же Мединский «в душе не согласен ?» ;))))

Ваше имя 04.12.2016 20:55    

Автору статьи все наши комментарии по барабану. Поэтому не вижу смысла продолжать.

korotky_trinity 04.12.2016 20:57    

Ох ! Боюсь даже подумать ! Может быть Мединский «в душе не согласен» с самим Путиным !

Но тогда в чем !?

;))))

александр г.аша челяб.обл. 05.12.2016 07:56    

Позиция руководства Мединского В.Р. — 28 панфиловцев были. А я вижу, что он другого мнения, вот и делает аляпистые оговорки.

Ваше имя 05.12.2016 14:20    

Все ещё более феерично. Вы, Путин и автор статьи заодно, а Мединский за 28 панфиловцев. Но стиснув зубы.

александр г.аша челяб.обл. 05.12.2016 15:43    

Какой позор: по два танка на каждого, и — не одолели! Про пехоту и самолёты я молчу…

Ваше имя 05.12.2016 15:56    

Мне ваша позиция напомнила тихих воришек Ильфа и Петрова. Вы так стесняясь поддерживаете министра культуры….

александр г.аша челяб.обл. 05.12.2016 16:26    

Вы же сказали уже, что «Поэтому не вижу смысла продолжать.».

korotky_trinity 05.12.2016 20:28    

Александр : «Какой позор: по два танка на каждого, и — не одолели! Про пехоту и самолёты я молчу…».

Тем более что никаких танков не было. :))))

korotky_trinity 05.12.2016 20:32    

Александр, это уже напоминает психологический курьез. :)))

Где и как вы «можете видеть», что министр Мединский знает, что никаких 28-ми не было !?

Забавно уже. Честное слово, хотя тема такая серьезная.

александр г.аша челяб.обл. 05.12.2016 21:13    

Ну, от того, что Вы себя называете избранным, это не значит, что я не вижу Вас неизбранным.

митрофан 08.12.2016 23:36    

Добрый вечер. Кто мне скажет,где сейчас Владимир Дмитриевич Улас,жив ли он,не убила ли его путинско-зюганинская шваль?

Ваше имя 14.12.2016 00:47    

То есть подвиг был, но его обстоятельства отличаются от того, что написано в учебниках, а «панфиловцами» следует называть не 28, а по меньшей мере весь состав 4-ой роты, которая с минимальным противотанковым вооружением самоотверженно противостояла тяжелой технике.

александр г.аша челяб.обл. 17.12.2016 22:13    

Не вся 4-ая рота, а выделенная из неё разведка, ударная мобильная часть с новыми противотанковыми ружьями.

korotky_trinity 22.12.2016 01:54    

Не было никакой мобильной разведки. Есть показания командира полка, которой… если бы эта супер-разведка была… об этом бы знал. Так что памятник нужно посвятить не 28, а всем героям Панфиловцам, остановившем врага.

Это ясно как день.

korotky_trinity 22.12.2016 01:56    

Кстати, и бой… согласно его показаниям… вела не одна 4-ая рота, а весь полк. Немцы наступали по широкому фронту, а не на отдельном участке.

korotky_trinity 22.12.2016 02:02    

Хотя психологическая мотивировка, почему статья в «Красной Звезде» была посвящена только 28, кристально ясна.

Якобы всех до одного погибших — что была откровенная ложь, потому что погибли не все ! И являлись за своими посмертными звездами Героев Советского Союза — живые даже после войны ! А им говорили — «Как так !? Вы же погибли ! Вам памятник стоит !»… Это и заставило генпрокуратуру СССР инициировать расследование этого непонятного случая…

александр г.аша челяб.обл. 22.12.2016 07:51    

Садитесь, два. Надо лучше подготавливаться к уроку истории.

korotky_trinity 22.12.2016 18:03    

Ищите материалы в сети. Там все это есть. Найдете и показания командира полка И. В. Капрова… Есть и материалы генпрокураторы СССР, касающиеся происхождения этой непроверенной газетной статьи.

В частности журналист Коротеев показал:

» Примерно 23—24 ноября 1941 года я вместе с военным корреспондентом газеты «Комсомольская правда» Чернышёвым был в штабе 16-й армии… При выходе из штаба армии мы встретили комиссара 8-й панфиловской дивизии Егорова, который рассказал о чрезвычайно тяжёлой обстановке на фронте и сообщил, что наши люди геройски дерутся на всех участках. В частности, Егоров привёл пример геройского боя одной роты с немецкими танками, на рубеж роты наступало 54 танка, и рота их задержала, часть уничтожив.

Егоров сам не был участником боя, а рассказывал со слов комиссара полка, который также не участвовал в бою с немецкими танками… Егоров порекомендовал написать в газете о героическом бое роты с танками противника, предварительно познакомившись с политдонесением, поступившим из полка…

В политдонесении говорилось о бое пятой роты с танками противника и о том, что рота стояла «насмерть» — погибла, но не отошла, и только два человека оказались предателями, подняли руки, чтобы сдаться немцам, но они были уничтожены нашими бойцами.

В донесении не говорилось о количестве бойцов роты, погибших в этом бою, и не упоминалось их фамилий. Этого мы не установили и из разговоров с командиром полка. Пробраться в полк было невозможно, и Егоров не советовал нам пытаться проникнуть в полк.

По приезде в Москву я доложил редактору газеты «Красная звезда» Ортенбергу обстановку, рассказал о бое роты с танками противника. Ортенберг меня спросил, сколько же людей было в роте. Я ему ответил, что состав роты, видимо, был неполный, примерно человек 30—40; я сказал также, что из этих людей двое оказались предателями…

Я не знал, что готовилась передовая на эту тему, но Ортенберг меня ещё раз вызывал и спрашивал, сколько людей было в роте. Я ему ответил, что примерно 30 человек. Таким образом, и появилось количество сражавшихся 28 человек, так как из 30 двое оказались предателями. Ортенберг говорил, что о двух предателях писать нельзя, и, видимо, посоветовавшись с кем-то, решил в передовой написать только об одном предателе».

Так что Александр историю нужно учить вам. Если еще не поздно, потому что она вам не нужна…

korotky_trinity 22.12.2016 23:20    

Самое замечательное, что журналист Коротеев в полку, как оказалось, даже не был. :)))

Михаил 28.12.2016 20:21    

СНАЧАЛА БЫЛА РОТА А ПОТОМ ВОВРЕМЯ БОЯ И ОСТАЛИСЬ 23 УЦЕЛЕВШИХ И ПРОДОЛЖИЛИ БИТЬСЯ НОРМАЛЬНЫЕ СОВЕТСКИЕ ЛЮДИ. А ВЫ ВИДИМО РОСССИЯНЕ И БЕЗ ВИКЕПЕДИИ НЕ МОЖЕТЕ ДУМАТЬ ЖАЛКО ВАС…. А МЁРТВЫМ ВЕЧНАЯ СЛАВА ВСЕЙ ПАНФИЛОВСКОЙ ДИВИЗИИ.

Михаил 28.12.2016 20:22    

СНАЧАЛА БЫЛА РОТА А ПОТОМ ВОВРЕМЯ БОЯ И ОСТАЛИСЬ 28 УЦЕЛЕВШИХ И ПРОДОЛЖИЛИ БИТЬСЯ НОРМАЛЬНЫЕ СОВЕТСКИЕ ЛЮДИ. А ВЫ ВИДИМО РОСССИЯНЕ И БЕЗ ВИКЕПЕДИИ НЕ МОЖЕТЕ ДУМАТЬ ЖАЛКО ВАС…. А МЁРТВЫМ ВЕЧНАЯ СЛАВА ВСЕЙ ПАНФИЛОВСКОЙ ДИВИЗИИ.

korotky_trinity 03.04.2017 04:04    

Михаил, разделяю ваши чувства… Но историческая правда нужна.

Согласно советской печати — все прямо наоборот.

28 человек погибли и остановили полчище танков.

(были посмертно награждены… )

А вы пишете, что они наоборот уцелели после того страшного боя…

Вот и надо наконец разобраться.

korotky_trinity 03.04.2017 04:05    

А в ВИКЕ приводятся документы… содержание которых порой идет вразрез с нашими желаниями.

Написать комментарий
* Внимание! Комментарии, содержащие более одной гиперссылки, публикуются на сайте после просмотра модератором.

Помоги проекту
Подпишитесь на Комстол
добавить на Яндекс
Реклама
Справочник
Опрос
Библиотека
полезные ссылки
Наш баннер
Счётчики
© 2005-2014 Коммунисты Столицы
О нас
Письмо в редакцию
Все материалы сайта Комстол.инфо
МССО Куйбышевский РК КПРФ В.Д. Улас РРП РОТ Фронт РОТ Фронт
Коммунисты Ленинграда ЦФК MOK РКСМб Коммунисты кубани Революция.RU