Скука начинает. А кто выигрывает?
Татьяна Васильева
Учёные усиленно ищут причины политического экстремизма в глубинах человеческой личности. На этот раз британские психологи вместе с ирландскими вывели прямую зависимость склонности к политическому экстремизму от скуки. Статья с результатами исследования, опубликованная в журнале European Journal of Social Psychology, так и называется: «Скука ведёт к политическому экстремизму»
(Going to political extremes in response to boredom)
Важно отметить, что под политическим экстремизмом в данном случае понимаются левые и правые взгляды, причём, как отмечают авторы исследования, в одном из экспериментов участников с правыми взглядами было значительно меньше, чем с левыми, и потому, несмотря на схожие тенденции, результаты по правым не могут рассматриваться как статистически значимые.
Что есть скука? Психологи определяют скуку как вид отрицательно окрашенной эмоции или настроения; пассивное психическое состояние, характеризующееся снижением активности, отсутствием интереса к какой-либо деятельности, окружающему миру и другим людям. Скука сопровождается раздражительностью и беспокойством.
Надо сказать, что авторы исследования подошли к проблеме скуки экспериментально – они вызывали её искусственно, воспользовавшись самой простой внешней причиной, а именно – участникам предлагалось выполнение больших монотонных заданий. Сомнительно, что скука, вызванная такой причиной, и та, что является следствием внутренней опустошённости человека и его неспособностью к эмоциональным переживаниям, одно и то же. Тем не менее, вызванное состояние послужило основой для выводов. Мало того, один из экспериментов, по мнению исследователей, показал, что такая внешняя причина скуки, как монотонная, неинтересная работа, может запустить дополнительно внутреннюю причину – ощущение отсутствия цели и смысла жизни, которое в свою очередь толкает человека на поиски этого смысла в политическом экстремизме.
В экспериментах проводились замеры, например «скорости наскучивания», и опросы, которые показали, что чем скучнее задания, тем более радикальные левые взгляды начинает выражать испытуемый (именно в этом эксперименте «правых» оказалось существенно меньше). Также было выявлено, что чем быстрее человек начинал испытывать скуку от монотонной работы, тем большим радикалом он оказывался.
Конечно, целью экспериментов могло быть выявление иных следствий скуки, и они, несомненно, есть. По мнению многих психологов, скука становится всё более острой проблемой в современном обществе, вызывая у людей психологический дискомфорт и психические отклонения. По словам австрийского психиатра, психолога и невролога Виктора Франкла, «скука сегодня ставит перед нами — и пациентами, и психиатрами — больше проблем, чем желания».
Британские и ирландские учёные хотели показать, что скука ставит и серьёзные проблемы перед обществом в целом, угрожая, надо понимать, его стабильности.
Действительно ли скука сама по себе как эмоция способна стать источником такой угрозы? Возможно, наоборот, сложившееся и поддерживаемое равновесие определённой, неизменной структуры, не дающее разрешений копящимся противоречиям, вызывает столь пугающую психологов и психиатров скуку, которая, как постарались показать британские учёные, способна кинуть людей в экстремизм?
Справедливости ради стоит подчеркнуть, что в своих выводах экспериментаторы уточнили: к экстремизму скука ведёт лишь как один из факторов, что впрочем в заголовке статьи они не сочли необходимым отметить. И это понятно – экспериментаторы-психологи выводили, что называется, свою причинно-следственную связь. Кто выведет другие и на каких экспериментах – непонятно. Кто проанализирует всю эту систему и предложит «лечение» экстремизма, если волнует именно это, – тоже.
И тем не менее, несмотря на схематичность эксперимента и слишком крупномасштабные выводы, исследование позволяет сделать интересные наблюдения.
Монотонная, неинтересная работа – бич современного наёмного труда – ведёт не только к скуке, что и так понятно, но и к потребности уйти от, так называемой, умеренности политических взглядов – главной надежды и опоры господствующего класса, гаранта стабильности капиталистического общества, разрываемого внутренними противоречиями. Устранить монотонность и однообразность работы это общество не может, так как углубляющееся разделение труда, вступая в противоречие с ограниченными возможностями для развития творческого потенциала личности, загоняет работников в крайне узкие рамки специализированных обязанностей, от выполнения которых зависит их заработок, а значит, материальное благополучие. И здесь стоит не только проблема выбора: интересно или денежно. Интересных работ крайне мало, а если они и есть, то определить их для себя и тем более заняться ими многим не позволяет низкий общий образовательный уровень.
Второе наблюдение заключается в том, что люди по-разному относятся к монотонности труда. Те, кто быстрее, прямо скажем, устают от такой работы, скорее всего, более склонны к разнообразию и творчеству в труде. Эти же люди, как показал эксперимент, демонстрируют больший уход в так называемый экстремизм от так называемой умеренности. И значит, основой стабильности этого общества могут быть только работники, способные как можно дольше, не уставая и не скучая, выполнять однообразную, монотонную работу, иными словами – люди не творческие.
Скука очевидно не полезное состояние – ни для отдельного человека, ни для всего общества. Но как бороться с ней? Переходить, например, от монотонного, однообразного труда к творческому и разнообразному или приучать (приучаться) выполнять монотонную и однообразную работу, не испытывая скуки и усталости, если не физической, то психологической?
Выбор, да простят меня противники классового подхода, зависит от господствующего класса и его интересов. Я ни на что не намекаю, но при нынешнем раскладе второе представляется, по крайней мере, реальнее – для этого готовятся армии психологов, которые разрабатывают специальные инструкции «как полюбить монотонную работу», свою лепту всегда готова внести Церковь, а массовая культура дополнит всё художественными образами. Нет скуки – нет проблем. Но что есть и кому это выгодно?