Задорнов разменялся?
Александр Кульпин
«История есть политика, опрокинутая в прошлое»
/Михаил Покровский/
Ну, был уже Нестор-баснописец! Зачем ещё Задорнов в роли его художественного пересказчика?… На День Единства по РенТВ мы с Джеком смотрели долгожданный д/ф М. Задорнова «Олег Вещий. Обретённая быль».
Смотрели не отрываясь. Я проникся. Джек тоже. А как же! Такая игра стоит многого. Не хочется и возражать, а только пересказывать. Какова же она – Олегова Русь? Точнее, Задорная Русь — это такая Единая Русь, ведомая сквозной династией своих, всенародно призванных западных славян-соколов супротив иудеев-работорговцев и византийцев-лицемеров.
И как итог — щит на вратах Цареграда, не просто, а как Знак того, что не боится Русь Сверхдержав. Улавливаете эту неконьюктурную нить? Оказывается, если российскую политику сегодняшнего дня обратить в прошлое, то прошлое проясняется. Замечательный инструмент выявляется – желаемое светлое будущее: Единая Держава против Сверхдержавы и иудеев-работорговцев.
Если в фильме «Рюрик. Потерянная быль» Михаил Задорнов старался быть и доказательным, и занимательным, то в фильме про Олега доказательность сократили и выезжали на занимательности, иллюстрациях, экспертах и знаменитостях. Это был фильм в традициях РенТВ, там такое любят – нагнать про НЛО, кажется, вот-вот прилетит.
Честно говоря, я от Задорнова другого ожидал, а он просто проехался на своём авторитете. Всё это – для непритязательного зрителя. Мы, хоть и сидим у телевизоров, но себя такими уже не считаем. Жаль, что такой способный человек разменялся на лубочную версию.
Финал фильма прост: пришла пора и Олегу отдельный памятник поставить. По совпадению, за день до премьеры фильма высокопоставленные лица государства заложили памятник князю Владимиру. Улавливаете нить? Идеологизация России промонархической уже идёт. Это стержень, на котором строится предстоящая нам в 21-ом веке государственность. Установка памятника князю Владимиру во многом завершает этот процесс, о чём мне уже доводилось писать. Но всегда хочется лучшего – заложить рядом с этим опорным камнем властной вертикали еще и свой камешек.
Складная речь всегда права… Не хочется спорить со знаменитым человеком, зададим пару вопросов, а вы уж сами на них ответьте: «готовы?»
1) Как быть с тем, что в византийских хрониках, в которых муха мимо Константинополя незамеченной не пролетит, похода Олега 907 года, так живо описанного Задорновым, не увидели? Две тысячи ладей по 40 человек топали, а их не заметили! Вот когда в 860 году русы приходили всего-то на двух сотнях ладей, так о том сам патриарх Фотий послание писал! И не одно.
Мы с вами неглупые люди и прекрасно понимаем, что и Михаил Николаевич тоже это знает. Ну не может не знать! Не думаю, что Задорнов так на самом деле думает. Для этого он слишком талантлив. Это работа на заказ — не на народные деньги.
Единственное, чем Михаил Николаевич себя выдал как настоящий юморист – перебарщивал. Так, чтобы тот, кто захотел, это понял… как в своё время и Нестор-баснописец. Тоже был человек не без юмора и, явно перебарщивая в некоторых местах своих писаний, давал отделить себя всё понимающего от себя подневольного. – «Тако и ти».
80 тысяч воинов! — Отдел фантастики напротив. Откуда? Куда они по возвращению делись? По лесам разбрелись? Почему по дороге не зашли к хазарам и не стёрли их города лет на 60 раньше Святослава? Правило потенциала еще никто не отменял: потенциал, если он есть, он не может не есть. С 80 тысячами воинов Олег бы не в лесах сидел, а прошёл всю Европу как Атилла. Норманны по сравнению с хлопцами Олега показались бы европейцам детьми…На голову себе прибейте этот щит. — Анонсируя свой фильм, Задорнов обещал «логику», но видна мифологема.
2. Приплыл Олег к горам киевским, назвался купцом, и позвал к себе Аскольда и Дира. А те и побежали! С киевской горы к нему бегом! Оба. Забыв графское достоинство. Наперегонки: их один купец позвал. Как мальчики по вызову. Хоть бы один в городе остался. Не доверяли, что ль друг другу? Вдруг друг утаит от друга подарки. Слушаешь Задорнова-историка и просвещаешься… Чай не князья.
А как они не заметили «мощной флотилии»? Задорнов живо описал, как прибыла она в Смоленск, и её там достраивали. А в Киеве, что стоит по течению Днепра ниже Смоленска и Любеча, ни сном, ни духом.
…Но оставим эти придирки. Они не по существу той идеологемы, которая продвигается в фильме. Рюрик и Олег никакие были не шведы, а самые что ни на есть «свои», родные славяне, только западные, с Южной Балтики.
А что это меняет, если и так? «Тамбовские» в Питере – хороши были «свои»? А «цапки» в Кущевке вообще были «свои» в доску!
Односельчане просто не знали, как их благодарить – за девчат, которых они на выбор насиловали, за казаков, которых поставили работать на «свои» поля, отобранные у них же. За то, что «учили» вольных казаков ударами в голову, а те годами молчали.
А двенадцать веков назад дело было иначе? Славных восточных славян «свои» западные славяне не обижали? – Достаточно одной фразы из описания возвращения войска Олега из Царьграда: «русам шелка, а словенам холстины» — откуда эта презрительная фраза?
Как мило эта идеализированная идеологема сочетается с абсолютно бесклассовым подходом. Господ и челядь мы не различаем — работаем только в системе «свой-чужой»? Это мифологема, которую художественно превращают в нашу идеологию.
А может, дело так было: отлавливал почтенный Олег в древлянских лесах наших предков, да и толкал их потихоньку иудеям-работорговцам? А когда маловато стало – то к грекам со своим товаром подался. Кому памятник будем ставить? Братку, работавшему по наводке иудеев-барыг? Может сначала разобраться, а то ведь памятник, его потом — не вырубишь топором?
Когда рисуешь широким мазком желаемую картину Единой Руси, то, как говорил Жванецкий, «тщательней надо» прорисовывать. Михаилу Николаевичу следует задуматься над тем, что авторитет долго приобретается, да быстро теряется. Вспомните Макаревича: «не надо прогибаться под изменчивый мир, достаточно прогнуться под власть».
А если дело по-другому было? — Рождение Древнерусского государства есть следствие угнетения разрозненных племён восточных славян незванными пришельцами из числа западных славян и, возможно, родственных им по духу викингов с целью торговли продуктами этого угнетения, в первую очередь рабами. Благим сказкам о «призвании» и «своих» здесь не место.
… И ещё вопрос. Замечательно объяснил Задорнов, что Рюрик это Рарог, а Олег это Вольг, они истинные славяне. Но мне непонятно, «внимательно слушаете?» откуда у истинных славян сын (племянник) Игорь с именем скандинава?