А.М. Бутлеров. Учёный, просветитель
Лариса Адамова
15 сентября родился Александр Михайлович Бутлеров (1828-1886) — русский химик и общественный деятель.
Осенью 1861 г., в старинном немецком городке Шпейере происходил очередной 36-й съезд немецких врачей и натуралистов. В работах съезда принимал участие и находившийся в то время в заграничной командировке профессор самого восточного в Европе — Казанского университета Александр Михайлович Бутлеров.
Статный, красивый человек, живой и общительный, безукоризненно говоривший на многих европейских языках, он высказывался по острым вопросам химической науки с необыкновенной смелостью, выдвигая новые теоретические построения. За три года до съезда в Шпейере Бутлеров на заседании Парижского химического общества определил складывавшиеся у него новые теоретические представления, как теорию химического строения. Было известно, что казанский профессор вводил новые теоретические взгляды в преподавание своего предмета. Было также известно, что, руководясь своей теорией, Бутлерову удалось синтезировать, т. е. искусственно приготовить из более простых соединений ряд новых химических соединений, и в том числе сахаристое вещество — метиленитан. Это соединение приближало научную мысль к открытию путей перехода из мира неорганического в мир органический, т. е. растительный и животный мир.
В связи со всем этим доклад Бутлерова в химической секции съезда ожидался с большим интересом. Доклад назывался так: «Нечто о химическом строении тел».
Русский ученый заявил, что свойства всякого тела, всякого химического соединения определяются не только количеством и природными свойствами атомов, соединенных в молекуле вещества, но также и порядком соединения атомов, т. е. химическим строением молекулы. Возвратившись в Казань, он и приступил к проверке своей теории.
Самым темным, загадочным и необъяснимым в химической науке считалось тогда явление так называемой изомерии. Существуют, оказывается, такие вещества, которые при одинаковом количестве одинаковых атомов в молекуле обладают неодинаковыми свой-ствами. В чем же тут дело?
До предложенной Бутлеровым теории ответа на вопрос не было. По Бутлерову же выходило, что раз свойства вещества зависят не только от количества и свойств атомов в молекуле, но и от порядков их связей друг с другом, то, очевидно, что различие органических веществ при тождественном составе атомов зависит от различия в связях атомов. Теория химического строения объясняла тайну изомерных веществ разницей в устройстве их молекул.
В то время было уже известно, что атомы разных элементов обладают различной способностью к соединению друг с другом. За единицу сравнения был принят водород, и оказалось, что кислород, например, присоединяет к себе два атома водорода, а углерод — четыре. Но зная, сколько атом одного элемента может присоединить к себе атомов другого элемента, нетрудно было теоретически предвидеть все возможные комбинации их и рассчитать, могут ли быть изомеры у данного вещества и сколько их может быть.
Чтобы проверить свое объяснение изомерии, Бутлеров так и сделал. По его теоретическим соображениям бутиловый спирт должен иметь четыре изомера. После недолгих опытов Бутлерову удалось, в подтверждение своей теории, получить один из этих изомеров, а вскоре другие химики получили и остальные, предсказанные теорией, изомеры бутилового спирта.
Возможность не только знать строение молекул всех известных органических соединений, но и предсказывать новые возможные соединения, произвела переворот в теории и практике органической химии. В этой возможности предвидеть заключалась великая сила теории, ставшей путеводной звездой для химиков всего мира вот уже в течение целого столетия.
Идя по открытому великим русским ученым пути, химики создают сейчас в своих лабораториях самые разнообразные вещества для нужд человека. Производство красителей, лекарственных, ароматических веществ, пластических масс, искусственного волокна, синтетического каучука и множества других материалов составляет ныне крупнейшие отрасли промышленности. Дальнейшие же перспективы синтетической химии поистине необъятны.
Будучи истинным учёным и просветителем, Бутлеров большое внимание уделял вопросу высшего образования для женщин. За это он нередко удостаивался неодобрительных отзывов от представителей церкви, считавших, что Бутлеров пытается ставить науку выше «естественного божьего порядка», где уделом женщины было кухонное рабство и безграмотность.
Возникавшие отдельные женские образовательные учреждения стали результатом борьбы передовой интеллигенции того времени, к которой принадлежал и Бутлеров.
Память о Бутлерове была увековечена только при Советской власти. В СССР были осуществлено академическое издание всех его трудов.
Именем великого учёного было названы несколько улиц в крупнейших городах страны. В 1953 году перед зданием химического факультета МГУ был открыт памятник Бутлерову. А в 1970 году в честь А. М. Бутлерова назван кратер на Луне.