Москва. Реабилитация фашизма накануне 9 мая
Сергей Зинцов
К 70-летию Победы власть преподнесла москвичам, да и всем россиянам неожиданный сюрприз. На Донском кладбище столицы была установлена мемориальная плита с именами офицеров власовской армии и группенфюреру СС Артуру Небе. Об этом – вместе с фотографией – поделился на своей странице в фейсбуке блогер А. Гаспарян.
«А чтобы никто не возмущался, к ним добавили участников покушения на Гитлера 20 июля 1944 г. и советских разведчиков»,- добавляет он. Гаспарян не называет авторов, но говорит, что они «хорошо известны». Он же сообщает, что плита была установлена в марте.
Напомним: генерал Власов в годы войны перешел на сторону врага и по заданию фашистов начал работу по формированию Русской освободительной армии (РОА) из предателей, помогавшую гитлеровцам в борьбе с Красной Армией и партизанами. Отношение к власовцам в годы войны и после нее иначе как отвращением не назовешь: нередко их просто не брали в плен и расстреливали на месте — такой момент запечатлен даже в х/ф «Освобождение».
Артур Небе — группенфюрер СС, генерал-лейтенант полиции и рейхскриминальдиректор, начальник уголовной полиции рейха. Именно ему принадлежит идея травить людей с помощью угарного газа. Во 2-й половине 1941 года он руководил уничтожением евреев, цыган и коммунистов в Белоруссии. Под его чутким руководством там было уничтожено 46 тысяч человек.
Историк Борис Юлин объясняет появление данного мемориала попыткой авторов «бороться против всякой тирании». Однако власовцы таковыми и не были: они помогали установлению тирании фашизма – одной из самых страшных в истории человечества. Сам Власов, пока он был в РККА, являлся примерным – даже показушным – коммунистом. Но как только изменились условия, он сразу «сменил пластинку» и – в угоду фашистам – стал говорить о «тиране Сталине» и «освобождении русского народа». Однако истинную суть этого «освобождения» и «полной свободы» в концлагерях или на принудительных работах в Германии люди уже тогда знали прекрасно.
Юлин отмечает, что попытки «увековечить память» предателей случаются уже не в первый раз: «Я знаю о подобной ситуации, когда ставился на территории Храма на Соколе памятник офицерам 15 корпуса СС – предателям-красновцам, которые сражались на стороне нацистской Германии против собственного народа». Был фильм Парфенова – отвратительный и мерзкий, где автор пытался оправдать власовцев и красновцев. Вспоминается детская книга о войне из какой-то популярной серии – типа «Я познаю мир», где Власова рисовали чуть ли не героем и мучеником, «борцом против режима сталинизма за свободу русского народа».
Б.Юлин верно указывает на истинные причины подобных явлений: «В угаре борьбы с советизмом стали активно возвеличивать всё, что касалось борьбы против советской власти, в том числе и откровенное предательство нашей страны». Любая десоветизация неизбежно будет приводить к реабилитации фашизма, отметил он. Именно поэтому появляются памятники власовцам и раздаются требования Санкт-Петербургского казачества поставить монумент Краснову.
Историк уверен, что в нашей стране, выдержавшей основную тяжесть борьбы с фашизмом, достаточно было бы всего лишь твердого запрета на любую реабилитацию фашизма. Такая государственная воля быстро нашла бы понимание у россиян. «Но пока у нас действует комиссия Федорова по десталинизации, картина будет обратная. Будут бороться как раз с попытками обелить советский период», — делает вывод Б. Юлин. Эти попытки будут прикрываться какими угодно красивыми фразами – типа «прощение», «примирение», «милосердие» и т.п., но неизменно будут заканчиваться теми самыми попытками «переписать историю», которым наша власть будто бы пытается воспрепятствовать. И в этом уже она сама становится подобна генералу Власову…