Юрий Гагарин. Что? Когда? Как?
Олег Комолов
К 80-летию со дня рождения первого космонавта Юрия Алексеевича Гагарина.
Юрий Гагарин отвечает на вопросы, заданные на пресс-конференции в Доме ученых 15 апреля 1961 года.
— Мне, — говорит он, — поступило много вопросов о том, как происходил спуск. Разрешите ответить на все сразу.
Техника приземлении в нашей стране отрабатывалась в различных вариантах, в том числе и парашютный вариант. А в данном полете была осуществлена следующая система: пилот находился в кабине, спуск прошел успешно, показав высокую эффективность и отличную работу всех систем приземлении.
ВОПРОС: Чувствовали ли вы особо сильный голод или жажду в полете?
ОТВЕТ: Особого голода и жажды в полете я не чувствовал. Подошло время приема пищи, предусмотренное программой, ощущения были те же самые, что и здесь, у нас на Земле.
ВОПРОС: Как вы оцениваете роль радиосвязи в этом историческом полете, как слышится в космосе голос Земли?
ОТВЕТ: Роль радиосвязи в данном полете я оцениваю очень высоко. Связь позволяла мне вести постоянное общение с Землей, принимать команду, передавать с борта корабля информацию о работе всех систем, передавать наблюдения, чувствовать постоянную поддержку нашего народа, правительства, партии, быть не одиноким в полете.
ВОПРОС: Какой у вас вес?
ОТВЕТ: Вес мой перед полетом 69,5 килограмма. Сейчас вешу столько же.
ВОПРОС: Если вас, семейного человека, отца двоих детей, послали в космос, значит, правительство и вы были уверены, что полет кончится благополучно?
ОТВЕТ: В этом вопросе я бы хотел заменить слово «послали» на слово «доверили». И я очень рад и горд этим доверием. А в том, что все сработает и полет будет произведен успешно, в этом никто не сомневался — ни наше правительство, ни ученые, ни инженеры, не сомневался и я.
ВОПРОС: Чем вы питались в полете? Была ли это обычная пища или специально предназначенная дли питании в условиях невесомости?
ОТВЕТ: Это была специальная пища, разработанная Академией медицинских наук.
ВОПРОС: Думаете ли вы, что полет по такой же орбите, но в течение нескольких часов или даже нескольких дней не будет сопряжен с какими-либо физиологическими или психологическими неудобствами для пилота?
ОТВЕТ: Мое самочувствие в то время, которое я пробыл на орбите, позволяет мне сделать субъективный вывод, что находиться в полете можно значительно дольше, чем я был в этом полете.
ВОПРОС: Отличались ли истинные условия вашего полета от тех условий, которые вы представляли себе до полета? Если да, то в чем?
ОТВЕТ: В книге К.Э. Циолковского очень хорошо описаны факторы космического полета, и те факторы, с которыми я встретился, почти не отличались от его описания.
ВОПРОС: Ответьте, пожалуйста, с какими чувствами вы вышли из космоса и вернулись опять на родную землю?
ОТВЕТ: Трудно передать чувства, которые испытал я в то время. Это были и радость, и гордость, и счастье. Счастье, что выполнено доверенное мне задание, что полет осуществлен Советским Союзом, его учеными, что наша передовая наука еще дальше шагнула вперед.
ВОПРОС: Какое у вас жалованье? Получили ли вы специальное вознаграждение за полет?
ОТВЕТ: Жалованье у меня, как у всех советских людей, вполне достаточное для удовлетворения моих потребностей. Я удостоен высокого звания Героя Советского Союза. Это — самая высокая награда.
ВОПРОС: Вы сказали, что вы видели Землю хорошо. Значит ли это, что вы видели через окно корабля или через цветной телевизионный аппарат?
ОТВЕТ: Я это видел через иллюминатор корабля.
ВОПРОС: Смогли бы вы при данной программе совершить полет на «Востоке» на Луну?
ОТВЕТ: Корабль «Восток» не предназначен для полета на Луну. Для этих целей создаются и будут созданы специальные корабли.
Этот снимок сделан утром 12 апреля 1961 года на космодроме, с которого взмыл в звездные дали корабль «Восток» с отважным советским космонавтом Юрием Гагариным на борту.
Закончены сложные приготовления. Специалисты проверили все агрегаты ракеты. Многочисленная аппаратура гигантского корабля находится в безупречном состоянии. Сейчас лифт-подъемник вознесет Юрия Гагарина к вершине ракеты, где находится кабина космонавта.