Николай Ярошенко. «Совесть передвижников»
Лариса Адамова
13 декабря родился Николай Александрович Ярошенко — прогрессивный русский живописец и портретист.
На VI передвижной выставке 1878 года интерес зрителей поровну делили две картины. Репинский «Протодьякон», потрясавший языческим громогласием и неимоверной мощью живописи, и озаренный угарным пламенем печи «Кочегар» малоизвестного автора Н. Ярошенко. Даже учитель по Академии художеств, духовный наставник создателей обеих наделавших шуму картин И. Н. Крамской, не зная, которой отдать предпочтение, писал: ««Кочегар» в живописи уступает «Дьякону», но впечатление, типичность — равны; оба весят здорово».
Впервые в русской живописи изобразил художник рабочего, пролетария, всем строем картины пророчески угадав, какую великую миссию дано свершить в истории таким, как этот сильный, жилистый, ссутулившийся, но не согнувшийся духом под тяжким трудом человек.
«Смотри… на все эти фраки и трены, крикни им: — я — язва растущая… Ударь их в сердце, лиши их сна, стань перед их глазами призраком! Убей их спокойствие…» — так переложил на слова живописное ярошенковское пророчество впечатлительный, чуткий писатель Гаршин.
С памятного вернисажа имя Ярошенко запомнила вся мыслящая, образованная Россия. Узнали — родом художник из Полтавы, сын генерала. Удивлялись, как это удается ему совмещать занятия живописью с военной службой, на которую Николай Александрович вступил и которую продолжал по воле отца. И лишь близкие друзья, знавшие твердость характера, широту интересов, пытливость ума этого незаурядного человека, понимали, отчего в его жизни сосуществовали Академия художеств и Петербургская артиллерийская академия…
Острое чувство нового — яркая черта творчества Н. А. Ярошенко.
«Курсистка», «Студент»… Диву даешься, как глубинно и точно передал художник в образах конкретных людей облик и характер целого поколения. Вот такими и представляем мы по сей день их — русских интеллигентов-восьмидесятников, революционеров-разночинцев, нигилистов, народников.
«Совестью передвижников» называли Ярошенко. Он страстно добивался, чтобы «каждый посетитель вынес наиболее полное знакомство с нашим (то есть передовым.— Ред.) искусством и извлек из него всю ту сумму пользы и влияния, которые оно может дать». Художник остро болел за судьбу всего нового, светлого, истинно человеческого. Картина Ярошенко «У Литовского замка» лишь один раз экспонировалась на передвижной выставке и тотчас же была запрещена, так как художник посвятил ее отважной революционерке Вере Засулич.
Женские образы! Особенно много душевности, любви, трогательного внимания отдано им в творчестве Ярошенко. А еще — какого-то взволнованного, восхищенного уважения, вызванного тем небывалым, что только зачиналось тогда в женских характерах, и к чему именно Ярошенко привлек серьезно внимание современников.
Создавая портреты конкретных людей, Н. А. Ярошенко думал и говорил о будущем, лучшем будущем Родины. Ибо то были портреты выдающихся его современников, жизнью своей утверждавших грядущее. Ученый Менделеев, писатели Салтыков-Щедрин, Глеб Успенский, Короленко, Плещеев, актриса Стрепетова…
В те 80-е годы уже больным Ярошенко были написаны несколько нейтральных вещей: «В вагоне», «На качелях», «Мечтатель»… Но среди датированных этой мрачной порою работ есть одна, которую мы непременно вспоминаем всякий раз, когда произносим имя Ярошенко: «Всюду жизнь». Сквозь зарешеченное окно арестантского вагона заключенные глядят на голубиную суету. Немного на свете картин с таким глубоким подтекстом.
Ярошенко выше всего ценил в людях духовную красоту, разум, талант, уважение к человеческому достоинству, преданность свободе и правде. Художник черпал силы для своего творческого и человеческого подвижничества в великом оптимизме, неколебимой вере в неистребимость добра, в непременное его торжество. Всюду…