Лукоморья больше нет. Часть 1
Александр Кульпин
/полемические заметки по истории Руси на примере похода 860 г./
«Принимай на веру только то, что отчетливо представляется таковым».
Рене Декарт
1. Вступление
Я исхожу из того, что в лице «Повести временных лет» мы имеем крупномасштабную фальсификацию. Об истории нашей страны мы изначально были сознательно дезинформированы. Это завалы лжи, о которые мы постоянно спотыкаемся.
История – классовая наука
Историки скажут: «верьте нам, мы – профессионалы!» Спросите: «какого они класса?» В ином случае, их умение уйдёт на то, чтобы вас обмануть. История – общественная наука, а потому классовая. Мы по той причине не обращаем на это внимания, что массовому сознанию классовое не свойственно.
Анализ мифов «Повести временных лет» хорошо показывает, что внеклассовой истории не бывает. Это не физика, а борьба классов. «Повесть временных лет» — благостная сказка, сочинена по заказу класса господ для класса рабов.
Для чего?
Зачем копаться в этом давно ушедшем прошлом? — Россияне по-прежнему разделённый народ, страна для одного из ста, остальные живите, как хотите. При любых средствах производства в основе экономики нашей страны как лежало, так и лежит внеэкономическое принуждение. Все отношения — общественные и производственные — всунуты в это насильственное ложе. Мы страна двух «И»: искусной лжи и искусственной селекции «своих».
Четыре ига
История Руси – это история гнуси, насевшей на нашу страну. Четыре века, вплоть до монголов, длилось их иго. Затем — иго дворянское, а сегодня снова эта варяго-хазарская смесь оккупировала нашу землю. Мы всё гадаем, каким бы видом борьбы нам заняться: национальным или классовым? Но уже издавна этносы и классы совпали. Классы на нашей земле (и не только на ней) имеют национальное происхождение.
Верность всех вышеприведенных утверждений стоит на одном изначальном допущении — лживости многих утверждений «Повести временных лет». А его надо доказать. Хотя бы на одном целостном примере. Мною была выбрана цепочка эпизодов нашей истории: поход на Царьград 860 года – приход варягов в Киев – взятие Киева у Аскольда и Дира.
2. Мы из спецназа
Большое подозрение всегда начинается с малого, с небольшой неувязки.
Эту историю с вызовом князей знают все. В 882 году малолетний князь Игорь и его воспитатель-воевода князь Олег прибыли под стены Киева, представились купцами, отправленными от князя Новгородского в Грецию, и попросили вызвать к себе правителей Киева Аскольда и Дира как своих соплеменников. Когда последние пришли на берег, то спрятанные в ладьях воины их убили. Спецназ, да и только! Но таково описание в «Повести временных лет», принятое Н. Карамзиным.
Любую вещь можно проверить от противного. Обратного это не докажет, но скажет о реалистичности прямого. Вопрос от противного: а что, не направь купцы к князьям просьбу их посетить, так бы и поплыли они в Царьград, никто бы и глянуть на них не вышел? Уже отсюда понятно, что изложенное описание, т.е. практика приглашения купцами к себе правителей, которых они – купцы — желают видеть!, не соответствовала реалиям того времени.
Что могло быть на самом деле? Могло, потому что Киев мог быть взят вовсе не хитростью. Подход такого большого войска всех северных племён, как описано в «Повести временных лет», набранного Олегом со словен, чуди, мери и веси; взятие, надо полагать с немалым шумом, неприступного Любеча в 150 км выше Киева по течению Днепра, а до этого Смоленска — всё это вряд ли могло пройти незамеченным в Киеве. Гостей ждали.
Арабский посланник в Волжскую Булгарию Ибн Фадлан описал как в 922 году царь булгар при прибытии ладей русов выходил в город и забирал у них каждого десятого раба (как это похоже на название первой русской церкви – Десятинная!). Уж коли царь булгар сам лично шёл на берег, то, что говорить о правителях Киева. Иного не имеем — лично проверяли содержимое ладей и изымали свою долю. Не дожидаясь особого приглашения, эти «контролеры» шли сами – они с этого жили. Понятно, что они были не одни, а с охраной. Поэтому воины, внезапно выскочившие на них из ладей – сказка.
Для чего летописец скрыл это обыденное для тех лет обстоятельство? — Чтобы скрыть то, что Киев при Аскольде и Дире не был «маленьким городком». Предположим обратное, Киев уже был городом – «контролёром» торгового пути «из варяг в греки» и именно этим был интересен новым захватчикам. Обманка нужна была Нестору, чтобы отвлечь внимание от факта захвата лакомой добычи.
Олег и Гастинг
Следует принять принцип минимума усилий и предположить, что Нестор не изощрял себя выдумками. Он был одним из образованнейших людей на Руси и богатого рода, работал по заказу. Содержание его труда свидетельствует, что хроники соседних народов были ему предоставлены.
Например, он вставил в летопись сказания, аналоги которых взяты из чужих сочинений (можете назвать это плагиатом, если хотите):
— сказание о древе из чрева Умилы, подвигшее восточных славян «призвать» варягов, которое аналогично сказанию о древе из чрева матери императора Василия Македонянина;
— сказание о «выборе веры», оно один в один напоминает спор о вере, который вёл у хазар Кирилл – брат Мефодия.
Примеры можно продолжать.
Он не мог не знать историю захвата в 859 г. Гастингом итальянского города Луны, принятого викингами за Рим.
Не пересказывая её целиком, остановлюсь на ряде схожих с нашим случаем моментов:
— викинги передали графу и епископу города, что имеют с собой дары;
— граф и епископ встретили их в воротах;
— Гастинг, притворявшийся умершим, внезапно соскочил со щита и убил их обоих.
Аскольд + Дир = байка
Если верить тому, что о них написано, то в 860-ом, а не в 866-ом г. по «Повести временных лет», состоялся их поход на Царьград, плюс 2-3 года надо на подготовку, а в 882-ом г. их убили. Т.о. сей дружный союз продлился лет 25. Почему же их тогда не похоронили вместе? Аскольд похоронен на Угорской горе, «а Дирова могила за святою Ориною».
Истории более не известны столь долгие союзы дуумвиров. Двое медведей в одной берлоге столько не живут. Возьмите хотя бы Рим, недолго вместе правили Октавиан и Антоний.
Первым усомнился историк Г. Лебедев и привёл следующие аргументы:
1. Похоронные курганы Аскольда и Дира расположены в разных местах.
2. По Иоакимовской летописи был убит только Аскольд, Дир не упомянут.
3. Дир отмечен у Ал-Масуди: «Первым из славянских царей есть царь Дира», на основании чего историк В.Марков сделал вывод, что посольство росов в 838-839 г. послал в Констатинополь хакан Дир. Можно, конечно, спорить, кем он являлся – славянином или варягом, но никакого Аскольда рядом с Диром Ал-Масуди не увидел.
По В. Маркову, Дир правил в Киеве во 2-й четверти 9-го века, а Аскольд – в 3-й. Если с этим согласиться, многое станет на место.
Знал об этом Нестор? Конечно. Почему смешал их в одну неправдоподобную кучу? – Чтобы скрыть, что Киев был главным городом Руси задолго до того, как Рюрик осчастливил своим явлением Север Руси. Что и до Рюрика хватало на Руси князей «из за моря». Для того, чтобы заявить: “Вы не князья и не княжеского рода, а вот сын Рюрика”.
Киев к 860 г. был главнее Ладоги
В «Повести временных лет» утверждается, что власть на Руси зародилась на Севере, а на Юг — в Среднее Поднепровье — была принесена варягом Олегом.
С чего бы? На юге тепло, там чернозем – палка зеленеет. Там кусок лакомый, там добыча ближе. Что ловить на промозглом и неуютном Севере?
Кому сия версия была выгодна? — Летописцу, чтобы показать, что потомки Олега и Игоря, а не кто другие, есть исконные русские государи.
А. Шахматов предположил, что Южная Русь в Среднем Поднепровье была древнее, т.е. возникла раньше Северной Руси в Приладожье. Этот вывод и принят для использования в нашей версии.
То, что Киев, а не Ладога, был основным городом русов, А. Шахматов подтверждает следующим:
1.В 838-839 г. состоялось посольство росов (из Киева от Дира);
2.В 840-х годах состоялся налёт русов на Амстриду (после неудачи посольства);
3.В 860 г. состоялся поход на Константинополь;
4.Патриарх Фотий в «Окружном послании» 867 г. указывает, что русы поработили «всех находящихся вокруг себя».
Что тут можно возразить? Разве что добавить:
1.Ал-Масуди писал про Черное море, что русы — «только они по нему и плавают»;
2.Ибн Хордадбех под 840-е годы писал: «они вывозят меха выдры, меха черных лисиц и мечи из дальнейших концов Славонии к Румскому морю, и царь Рума берет с них десятину».
3.Из текста патриарха Фотия можно заключить, что в поход 860 г. русы пошли, чтобы отмстить грекам за обиды гостям, а это предполагает длительные торговые связи.
4.Предполагаемое крещение Аскольда необходимо отнести под 867 г. на начало правления императора Василия Македонянина.
В сумме вышеуказанные события трудно объяснить иначе, чем наличием Киева – солидного по тем временам города, который вовсе был не «городок мал» как представляет его «Повесть временных лет».
3.Полоскание ризы
Ложь или сказка?
Конечно, сказки о прошлом лучше, чем враньё о настоящем или гадание о будущем. Но позвольте привести определение лжи – это неправда, которая говориться сознательно и для собственной выгоды; т.е. с пользой для себя осознанно говориться не то, что было на самом деле.
Полагаю, читатель сам в состоянии судить, что из разбираемых утверждений «Повести временных лет» есть ложь, сказка или деликатное умолчание.
Почему я берусь утверждать, что ложь в «Повести временных лет» обязательно должна быть? Потому что история – это классовая наука.
Убирание лжи
Как только мы перестаём робеть перед маститыми историками и принимаем метод восстановления невыгодной летописцам правды, заменённой ими на удобную для их правителей правдоподобную версию, мы оказываемся там, где все мы одинаково профессионалы – в области лжи.
А методы лжи известны с древности. Не претендуя на полноту их обзора, назову пока некоторые:
— Вступление длинное и пространное. Это может быть описание истории мира со времён его основания или пространное вступление о должном в отчетном докладе о проделанной работе. В этой воде повествования незаметно смещаются основания, что и потребуется в дальнейшем.
— Существенное назвать несущественным. Например, Киев был «городок мал».
— Сознательно смешать последовательность событий. Например, не было сначала Дира, а потом Аскольда, они вместе были – Аскольд и Дир. Или утверждать, что поход на Царьград состоялся в 866 г., а не в 860 г.
— Несущественное назвать существенным, второстепенного — главным. Например, нет, мы не проиграли выборы мэра! Да, мы показали результат хуже, чем в прошлом году, но эти выборы никак нельзя сравнивать – у них «формат» не тот. Сравнивать надо с теми выборами мэра, которые последний раз проводились 10 лет назад, а по сравнению с ними «мы получили убедительную поддержку избирателей». — Поворачивается же язык! Или, варяги напали на Север и пошли на Юг в Киев, а Рюрика оставили охранять рыбу в озере Ильмень. Нет, что вы! – Киев был так, «городок мал», Рюрик – законный князь Русского государства.
Методов лжи много, но в Коране о них ёмко сказано: «переменяют слова местами».
Две волны можно наблюдать в нашем отношении к отечественной истории.
Волна первая – описывающая. Она старательно обходит всё неудобное, т.е. покушающееся на «призванность» наших правителей править нами. Собственно, в этой «призванности» и есть неприкосновенность байки о «призвании» Рюрика.
Вторая волна – наша читательская, во всём идёт ей навстречу. Старательно не видит всё неудобное нашему национальному самолюбию.
Итог близок к идеалу. Но, далёк от действительности.
/продолжение следует/