И.С. Никитин: «Уж всходит солнце земледельца!..»
Лариса Адамова
«Продавая извозчикам овес и сено, я обдумывал прочитанные мною и поразившие меня строки, обдумывал их в грязной избе, нередко под крик и песни Разгулявшихся мужиков… Найдя свободную минуту, я уходил в какой-нибудь отдаленный уголок моего дома.
Там я знакомился с тем, что составляет гордость человечества, там я слагал скромный стих, просившийся у меня из сердца». Так вспоминал о начале своего трудного творческого пути замечательный русский поэт Иван Саввич Никитин.
Родился Никитин 21 сентября 1824 г. в Воронеже, в семье торговца.
Отец будущего поэта очень хотел дать своему сыну образование. Сначала он определил его в духовное училище, а потом в Воронежскую духовную семинарию.
Система обучения, семинарские порядки да и сами «науки» были не по душе даровитому юноше: в мечтах он стремился в университет. Примечательно, что готовящийся к сану «духовного пастыря» Никитин совсем не посещал лекции по «священному писанию» и библейской истории.
В семинарии Никитин зачитывался произведениями Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Белинского. Сильное влияние на Никитина оказала поэзия его гениального земляка — Кольцова. В своем единственном прозаическом произведении «Дневнике семинариста» он напишет потом: «Жар и холод пробежал по моему телу, когда в одном из современных журналов я прочитал эти животрепещущие строки:
Иль у сокола
Крылья связаны?
Иль пути ему
Все заказаны?..»
Отец поэта, Савва Евтихиевич, человек своенравный и грубый, сыграл в судьбе своего единственного сына до некоторой степени роковую роль. Обеднев, похоронив жену, он запил и всю тяжесть хозяйственных забот возложил на сына. Суровая проза жизни заставила поэта забыть мечту об университете. Долгие годы Никитин должен был торговать свечками в лавке и вразнос, а потом, когда отец купил постоялый двор, прислуживать заезжему люду. И только когда кончался долгий и изнурительный день, когда унимался спившийся и ставший вконец нестерпимым в жизни Савва Евтихиевич, «дворник» постоялого двора Иван Никитин брался за перо. «Всё написанное, — вспоминал он,— я скрывал, как преступление, от всякого постороннего лица и с рассветом сжигал строки, над которыми я плакал во время бессонной ночи». Поэт был очень требователен к себе и только после многих лет поэтической работы решился опубликовать свои стихи. 21 ноября 1853 г. в «Воронежских губернских ведомостях» появилось стихотворение «Русь», которое вскоре было многократно перепечатано и принесло Никитину известность.
Затхлая провинциальная жизнь, тяжелые материальные условия, усиленная опека меценатов и губернских умеренных либералов мешали формированию мировоззрения поэта. Ранние произведения Никитина подражательны и противоречивы. И не случайно, что первый сборник (1856 г.), куда были включены стихи с консервативными и религиозными мотивами, был подвергнут Н. Г. Чернышевским суровой и справедливой критике. Но подъем общественного движения 60-х гг. помог Никитину во многом пересмотреть свой позиции и значительно приблизиться к реализму. О его поэме «Кулак» и втором сборнике стихов (1859 г.) благожелательно отозвался Н. А. Добролюбов. А незадолго до смерти поэт был приглашен Некрасовым сотрудничать в журнале «Современник».
В лучших своих стихах: «Жена ямщика», «Ночлег извозчиков», «Нужда», «Пряха», «Деревенский бедняк» Никитин с большой художественной силой показал трудную и бесправную жизнь русского крестьянства.
Царская цензура пристально следила за печатанием произведений поэта, числя его в ряду «неблагонадежных писателей». О стихах «Песня бобыля» (в детстве ее очень любил В. И. Ленин), «Соха» и «Пахарь» один из цензоров написал: «Во всех этих стихотворениях представлена горькая жизнь нашего крестьянства… Считаю невозможным дозволить их к помещению в сборнике». А стихотворения «Постыдно гибнет наше время», «Тяжкий крест несем мы, братья» и «Падет презренное тиранство» увидели свет почти через полвека после смерти Никитина. До этого они распространялись нелегально. Призывно зазвучали никитинские строки:
Уж всходит солнце земледельца!..
Забитый, он на месть не скор;
Но знай: на своего владельца
Давно уж точит он топор…
С глубоким лирическим проникновением описывал поэт родную природу. В сокровищницу русской пейзажной лирики навсегда вошли его «Утро», «Лес» и «Поездка на хутор».
За два года до смерти Никитин, наконец, смог расстаться с постоялым двором и заняться книжной торговлей. Поэт хотел, по его словам, «служить обществу», распространяя среди читателей лучшие образцы литературы. В своей лавке Никитин открыл читальню и библиотечку с умеренной платой за пользование литературой. Бедным книги выдавались бесплатно.
Умер Никитин в 1861 г. О похоронах воронежская газета сообщала: «…Явились толпы учащейся молодежи, гимназисты и семинаристы… собралось много самой разнообразной публики… На голову покойного возложили лавровый венок… Новая могила была приготовлена как раз подле старой, вырытой назад тому девятнадцать лет и тоже знаменательной в истории нашей литературы,— подле могилы Кольцова».
Творчество Никитина оставило заметный след в истории русской литературы.
В 1918 г. В. И. Лениным было подписано постановление Совнаркома о сооружении памятников выдающимся деятелям революционного движения, науки и искусства. В списке лиц, память которых увековечивалась Советским государством, было и имя Ивана Саввича Никитина.