Корни банкротства Детройта кроются в капитализме
Олег Комолов
«Кульминацией шестидесятилетнего падения» назвал губернатор-республиканец штата Мичеган (США) Рик Снайдер известие о том, что город Детройт обратился в суд с просьбой признать его банкротом. Трудно не согласится с такой формулировкой политика, однако его версия о виновниках произошедшего и предложения по выходу из кризисной ситуации оставляют немало вопросов. Об этом пишет американский левый журнал People’s world.
По словам Снайдера, последним препятствием на пути приведения города в порядок является «политический класс». Губернатор повторяет обвинения республиканцев и либертарианцев, направленные в адрес профсоюзов и Демократической партии, которая долгое время управляла городом, возлагая на них всё бремя ответственности за сложившуюся ситуацию. Город обвиняют в нездоровом росте расизма, который стал следствием широкого присутствия нацменьшинств, ожидающих подачек от государства.
К слову, о жизни за счёт государства. Компания Exxon Mobil получила 45 млрд. долл. прибыли в 2009 году и не заплатила ни цента налогов. General Electric заработала 10,3 млрд. долл. и получила налоговую льготу в 1,1 млрд. долл. Прибыль Wells Fargo составила 19 млрд. долл., после чего компания получила налоговые вычеты в размере 19 млрд. долл., приобретя Wachovia Bank.
Вызванный политикой банков, сопровождавшийся налоговыми убытками, потерей должниками права выкупа заложенного имущества, кризис вызвал колоссальное падение налогооблагаемой базы и сокращение численности населения города.
Неудивительно, что Детройд испытывает финансовые трудности. Город всегда специализировался на одной отрасли промышленности, а количество заводов сократилось с двенадцати до одного. Глобализация, автоматизация, погоня за сверхприбылью заставили все автомобильные компании — национальные и зарубежные – переместить производство. Это привело к тому, что Детройт потерял 90% рабочих мест и источников налогов. Ни один из городов не сумел бы пережить такую потерю.
Если и винить «политический класс» в коррупции и неспособности работать, то Снайдеру стоило бы искать причину в собственной Республиканской партии, её агрессивных, авторитарных методах и антидемократичной политике.
Сегодня антикризисный управляющий Детройта К. Орр заявил: «мы не можем дальше пинать консервную банку, заставляя её катиться вниз по склону». Можно согласиться со словами Орра, но не с его намерениями. Вместо того, чтобы урезать пенсии и социальные выплаты, необходимо побороть частнокапиталистичесую спекуляцию и уклонение от уплаты налогов. Капиталистическая система, основанная на принципе «прибыль важнее людей», накопила колоссальные богатства, эксплуатируя труд простых рабочих, в т.ч. рабочих Детройта.
Можно сколько угодно ждать, что избранные народом политики будут действовать в его интересах. Однако ключевая проблема Детройта, других городских, пригородных и сельских территорий кроется не в коррупции и не в работе профсоюзов, борющихся за достойную зарплату, гарантии и компенсации. Главная проблема заключается не в недостатке денег; суть её в том, что слишком малой части общества принадлежат слишком большие деньги. Растущее неравенство, а не бюджетный дефицит – проблема номер один для США. До тех пор, пока эта преграда не будет преодолена, другие проблемы также останутся нерешёнными.
Перевод с английского