Протесты в Бразилии. История вопроса
Олег Комолов
На прошлых выходных во многих городах Бразилии состоялись несколько массовых молодёжные акций протеста. Президент страны Дилма Руссефф согласилась со многими требованиями населения, пообещала провести широкомасштабные реформы и подтвердила право граждан Бразилии на протест. Воспользовавшись массовыми волнениями, активную деятельность развернули праворадикальные и криминальные элементы. Об этом сообщает американский левый журнал Peoples’ World.
Демонстрации начались 11 июня в Сан Пауло в форме протеста против роста тарифов на железнодорожный и автобусный транспорт. Полиция ответила жёстким разгоном участников акций. Протест быстро перекинулся на Рио де Жанейро и на многие другие города. На повестку дня были подняты новые лозунги. Бразильцы выступили против колоссальных трат на подготовку к проведению чемпионата мира по футболу, который пройдёт в стране в следующем году, против коррупции, против деградации образования и медицины.
Несмотря на то, что первоначально толпы протестующих состояли в основном из представителей белого населения из среднего класса (это не в полной мере соответствует той социальной базе многонационального рабочего класса, на которую опирается президент страны), Дилма Руссефф – представитель левого крыла Рабочей партии (Partido dos Trabalhadores) выразила солидарность с протестующими. Она заявила, что такие демонстрации отражают здоровую заинтересованность и желание простых граждан Бразилии участвовать в принятии общественно-политических решений на всех уровнях. Бразильские левые, включая две коммунистические партии (Коммунистическую партию Бразилии (PC do B) и Бразильскую коммунистическую партию (PCB)), выразили поддержку протестному движению.
В пятницу, 21 июня, в Сан Пауло состоялся митинг, объединивший 76 левых и рабочих организаций, включая обе Компартии, Рабочую партию Дилмы Руссефф, Центральный профессиональный союз рабочих, Национальный союз студентов, Бразильскую социалистическую партию и др. Задача митинга заключалась в том, чтобы прийти к общей точке зрения на то, какие требования должны быть включены в протестную повестку дня. Один из лидеров Коммунистической партии Бразилии Орландо Силва заявил, что левые силы в качестве ключевых должны выдвигать требования решить жилищный вопрос, провести аграрную реформу и выделить 10% бюджета на развитие системы образования.
Дилма Руссефф – левый активист, побывавшая в местах лишения свободы в 1970х годах, подвергавшаяся там пыткам за своё участие партизанском движении. Тогда участники движения боролись против милитаристского режима, свергнувшего левого президента Жуана Гуларта в 1964 году. Руссефф была избрана на пост президента страны в 2010 году, сменив Луиса Инасиу Лула да Силва — бывшего профсоюзного активиста из Рабочей партии.
Главной целью Руссефф всегда была борьба с высоким уровнем бедности в Бразилии. Одним из шагов в этом направлении стала государственная программа Bolsa Familiar (Гранты семьям), в рамках которой государство направляло денежные средства тем семьям, чьи дети ходят в школу и имеют все необходимые прививки. Реализация этой программы позволила вытащить из нищеты 36 млн. человек. Президент заявила о расширении программы в феврале этого года. Высокая популярность в народе делает очень высокими шансы Руссефф быть переизбранной в 2014 году
Однако есть и трудности. Рост экономики Бразилии замедлился в последние два года, как, впрочем, и во всём мире. Рабочая партия не имеет большинства в парламенте страны, и многие решения принимаются в виде компромиссов с другими политическими силами, не разделяющими политику президента. В последние годы левые заметно усилились в парламенте Бразилии, однако их голосов всё ещё недостаточно для того, чтобы легко провести прогрессивные законы, предлагаемые президентом.
Также сама по себе Рабочая партия является очень неоднородной социал-демократической структурой. Ей присущи и коррупционные скандалы, и политические расколы.
Наконец, государственное устройство бразильского правительства таково, что многие государственные институты, ставшие объектом критики со стороны протестующих, подконтрольны не федеральному правительству, а местным политикам из недружественных президенту партий. Например мэр Рио де Жанейро находится в оппозиции к Дилме Руссефф и её программе. В ходе развития протестного движения, в которое было вовлечено около миллиона человек по всей стране, всё более отчётливо начали проявляться ультраправые и даже фашистские тенденции.
Активисты левых организаций, использовавшие свои плакаты и транспаранты, нередко подвергались атакам. В толпу демонстрантов просачивались криминальные элементы, которые подстрекали участников акций протеста к жестокости, грабежам, мародёрству.
Повышение транспортных тарифов в Сан Апуло и Рио де Жанейро было отменено. Президент Руссефф обратилась к гражданам в прошлую пятницу, предложив программу из трёх пунктов: привлечение зарубежных врачей для повышения качества медицинского обслуживания; перевод всех государственных доходов от продажи нефти в развитие системы образования; оптимизация государственных органов власти в целях борьбы с коррупцией.
Однако она защитила участие Бразилии в чемпионате мира по футболу, заявив, что основное бремя расходов ляжет на частных инвесторов, что бразильская экономика только выиграет от этого.
Руссефф инициировала встречу с лидерами протестного движения, в ходе которой стороны надеются прийти к компромиссу.
Перевод с английского