Литовские коммунисты: Борьба продолжается несмотря ни на что
Олег Комолов
С падением Советского Союза коммунистам всего мира стало многократно тяжелее вести борьбу с капитализмом. Без организационной, идеологической, моральной и финансовой поддержки от СССР сумели выжить и продолжить сопротивление только наиболее сплочённые и организованные коммунистические силы.
В капиталистических странах на них оказывается постоянное давление со стороны властей, при поддержке буржуазии прогрессивно мыслящих граждан заманивают оппортунистические партии от социал-демократии. Нескончаемым потоком из буржуазных СМИ льётся грязь на коммунистические идеалы, историю социализма, коммунистических лидеров.
Особенно тяжело приходится коммунистам, работающим в тех странах, где коммунистическая символика, идеи коммунизма находятся под запретом со стороны государства. Таких стран всего шесть. Три из них – прибалтийские республики. Помимо оголтелых антикоммунистов в высших эшелонах власти местным коммунистам противостоят банды фашиствующих элементов – последователей «Лесных братьев» и легионеров СС, которые пользуются широкими правами и почётом у прибалтийских властей.
Остаётся только восхититься мужеством коммунистов Прибалтики, которые не на словах, а на деле сохраняют верность коммунистическим идеям в столь непростых политических условиях.
24 февраля в Москве состоялась встреча активистов левого движения с делегацией из литовской политической партии Социалистический народный фронт, представленной председателем партии Альгирдасом Палецкисом и его заместителем Карлисом Билансом. Они рассказали московским товарищам о том нелёгком пути, который прошло коммунистическое движение Литвы в постсоветские годы.
Первыми словами А. Палецкиса на встрече стали слова благодарности в адрес московских коммунистов за солидарность во время судов, которые власти Литвы учинили над ним в 2009 и 2011 годах. В частности, в 2011 г. А. Палецкису были предъявлены обвинения в связи с его высказыванием о событиях января 1991 года в Вильнюсе: «…а что было 13 января, значит, у башни? Сейчас выясняется, что свои стреляли в своих». Помимо этого он потребовал выдать международный ордер на арест экс-президента СССР М. Горбачёва, которого ряд лиц обвиняет в организации бойни у здания телецентра, или, как минимум, снять с него показания.
Прокуратура обвиняла Палецкиса в «отрицании факта советской агрессии против Литовской республики» и потребовала для него год тюрьмы условно с испытательным сроком на два года.
За коммуниста вступилось множество неравнодушных людей в Литве и за её пределами, в т.ч. левые и антифашистские движения. Суд первой инстанции оправдал А. Палецкиса. Однако поданая прокуратурой апелляция была удовлетворена, и политику присудили штраф в размере 10400 лит (около 2900 евро).
А. Палецкис и К. Биланос рассказали собравшимся о партии Социалистический народный фронт:
«Эта организация была образована в 2009 году на основе слияния двух более мелких организаций: партии Фронт и Социалистической партии Литвы. Первые трудности возникли из-за названия партии. По причине законодательного запрета мы не могли назвать её коммунистической. Это обстоятельство запутало некоторых людей, которые полагали, что партия по своей сути является социал-демократической. Однако мы сумели преодолеть идеологические противоречия и сохранили за партией коммунистическую платформу.
Сегодня на литовской политической арене мы являемся единственной легальной, зарегистрированной марксистской политической партией. Наличие регистрации позволяет нам сочетать разные формы политической борьбы.
С одной стороны, наша партия участвует в выборах и противостоит буржуазным политическим силам. Пока, правда, мы не можем похвастаться весомыми достижениями. На последних выборах о Литве мы завоевали 1,2% (16 000 голосов), заняв 11 место из 18 участвовавших партий. В отсутствие каких бы то ни было весомых материальных ресурсов — это неплохой результат. В Вильнюсе нас поддержали 2,5% избирателей.
С другой — Социалистический народный фронт регулярно проводит акции протеста, организует трудящихся Литвы на борьбу за свои права. Наша партия постоянно участвует в протестном движении по социально-экономическим проблемам. Из всех непарламентских организаций мы однозначно являемся самыми активными на этом поле, опережая по этому показателю и некоторые парламентские партии. В силу относительно малых человеческих ресурсов мы не находим тесного контакта с рабочим движением Литвы. Сейчас, когда временно прекратились нападки на нас со стороны судов, которые отнимали у партии много сил, мы ставим задачу усилить работу в этом направлении.
Рабочее движение Литвы откровенно слабо. Здесь доминируют т.н. «оранжевые» профсоюзы, сговорившиеся с буржуазией. Только начинают появляться первые ростки независимого профсоюзного движения.
В последние годы Советской власти население Литвы составляло около 4 млн. человек. Смертность и эмиграция, которая переходит в состояние эвакуации по причине безработицы, сократили его до 2 млн. человек. Миграция литовцев на запад в поисках работы создаёт дополнительные трудности в организации рабочего движения.
Наша партия представлена в 30 из 60 районов Литвы своими ячейками. Наиболее сильны наши отделения в Вильнюсе и Висагинасе. В наших рядах состоит более 1000 человек. Есть и сочувствующие граждане, которые активно помогают нам в борьбе».
Редакция сайта «Коммунисты Столицы» обратиласьк А. Палецкису с вопросом, каким образом литовским коммунистам удаётся сохранить идеологическую составляющую в работе, символах и лозунгах в условиях запрета на деятельность коммунистической партии в стране.
А. Палецкис: Мы обходим этот запрет властей, позиционируя себя в качестве марксистской партии, что не запрещено. От коммунистической символики мы были вынуждены отказаться, так же как и от прямых политических лозунгов. На настоящий момент мы сконцентрировались на социальных и экономических требованиях, поскольку население страны ещё очень плохо воспринимает лозунги политического содержания. Подготавливая, организуя людей в экономической борьбе мы, убеждён, перейдём в дальнейшем и в политическую плоскость.