Идеологическое меню: нового не дано
Кирилл Николенко
Масштабный протест 2011-2012 годов, подобие политических реформ, эмоциональные обсуждения Pussy Riot и запрета на усыновление российских детей гражданами США – всё это вехи масштабного процесса возвращения публичной политики, хоть и в таком специфическом виде.
Одни требуют перемен, другие держатся за стабильность. Год назад казалось, что на политической арене вырастет что-то новое, но этого не случилось. На мой взгляд, и не случится. Основной вопрос состоит не в формулировании новых идей, а в модернизации старых.
Общественное мнение консервативно. Все эксперименты в области идеологии будут вариациями на четыре основные темы – государственничество, социальная справедливость, национализм, либерализм.
Причем будет срабатывать «матрёшка». Опросы показывают, что подавляющее большинство населения – государственники. Большинство государственников – «социалисты» (сторонники социальной справедливости). В число государственников входят и русские националисты. «Национализм» в России – это вообще особая тема, на которой любят пиариться системные партии, а вот отдельно в ход он редко идет – сопутствующий «товар», который подается вместе с другими политическими «блюдами».
Государственничество
Смена политического и экономического строя не приводит к отмиранию запроса на сильное государство.
Правда, понимание особой роли государства разнится, а сам лагерь приверженцев этой идеологии неоднороден. В нем много иждивенцев. Есть и те, кто понимает сильное государство, как засилье чиновников, которые время от времени бросают «кость» народу. Есть там и просто требовательные граждане, которые считают, что власть предержащие должны работать на интересы народа, а не на собственный карман. Они требуют большего присутствия государства в экономике, но и выступают за его ответственность и контроль над ним: «Сильные граждане – сильная страна».
На этой площадке работают, прежде всего, «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР. Все эти партии будут использовать государственнический настрой граждан в свою пользу.
ЛДПР будет вытесняться по мере политического угасания её лидера. КПРФ придется либо делать ребрендинг, либо избиратели убедятся, что партию и так всё устраивает, а в будущее она не зовет. Изменение «ЕР» – самая большая проблема. Для этого «партии власти» понадобятся ощутимые стимулы.
«Социализм»
На этой ниве трудятся коммунисты и «эсеры». Обе политические силы сталкиваются с большими трудностями.
В случае с КПРФ они связаны с излишним вниманием партии к советскому прошлому, Ленину и Сталину.
У «Справедливой России» проблемы несколько иные – «новый социализм», открещивание от «белоленточников» (хотя именно эти избиратели обеспечили «СР» третье место на выборах в Госдуму), разношерстный состав (там есть бывшие члены и сторонники КПРФ, «ЕР», ЛДПР, СПС, «Яблока» и просто политики от бизнеса).
Путь у обеих партий может быть лишь один – представить обществу свою картину будущего, не фрагментарно и не одни лозунги, а показать, за какую систему устройства государства они борются. Не менее важен кадровый вопрос (в первую очередь, для коммунистов): требуется больше профессионалов со свежими идеями, больше молодежи, которая не просто может размахивать флагами, а способна вести за собой думающих людей, которых не купить массовкой и стадным чувством.
Либерализм
Либералы в нашей стране составляют порядка 25-30% избирателей, но они крайне разобщены, поэтому слабо представлены во власти. Такие граждане ориентируются на комфорт, высокий уровень потребления, личную независимость от государства и общества. Часть из них в свое время примкнула к «ЕР». Есть и либеральная интеллигенция, «демократы первой волны».
Болотная площадь их всех не объединила, сильной партии у них так и не появилось. При этом сама идея либерального проекта, думаю, будет реализовываться… властью. Помогут в этом деле придворные либерально настроенные политики и экономисты (например, Кудрин, Дворкович, Кузьминов).
В довершение
Обильная пища для ума подготовлена как самим партиям и их лидерам, так и гражданам, которых будут потчевать новой по форме политической продукцией. Разобраться в искренности посылов тех, кто их будет провозглашать, будет непросто, когда на сцену выйдут новые деятели. Вот это обстоятельство и потребуется большей разборчивости и умения учиться на прошлых ошибках.