Великий Станиславский
Лариса Адамова
17 января 1863 года родился легендарный советский театральный режиссёр актёр и педагог, народный артист СССР, создатель знаменитой актёрской системы Константин Сергеевич Станиславский.
Константин Алексеев, актер-любитель, взявший себе псевдоним Станиславский в честь другого актера-любителя, глубоко им уважаемого, был заметен с самого начала своей деятельности. Недаром именно к нему обратился Владимир Иванович Немирович-Данченко, драматург, режиссер и театральный педагог, с предложением о создании нового театра. Свидание их, длившееся 18 часов подряд, вошло в историю мирового театра. Ведь оба мечтали о театре новом, небывалом.
Мария Федоровна Андреева — советская актриса, жена М. Горького — писала в своих воспоминаниях: «Люди, пришедшие на работу в Московский Художественно-общедоступный театр, решили опрокинуть не только старые традиции сценической условности — внести в свои постановки и игру сценическую правду и реализм, но и уничтожить унизительное мнение об актере, об актрисе… Инициатором всего этого нового, еще не виданного до тех пор в театре отношения к людям, к себе самому, к своему труду и общей работе был Константин Сергеевич».
26 октября 1898 года раздвинулся занавес, и прозвучали первые слова трагедии А. К. Толстого «Царь Федор Иоаннович»: «Да, да, отцы! На это дело крепко надеюсь я…» Надежды Станиславского и Немировича-Данченко оправдались. Родился и поныне существует Московский Художественный театр, получивший в 1920 году звание «Академический». На его сцене ожила чеховская «Чайка», загубленная казенщиной и рутиной императорской сцены, пьесы «Три сестры» и «Вишневый сад» Чехов принес прямо сюда, на сцене театра шли и «Дядя Ваня» и «Иванов». Здесь была поставлена первая пьеса А. М. Горького «Мещане», а затем и «На дне». Художественный театр нес зрителю Островского, Грибоедова, Гоголя, Льва Толстого, Тургенева, Ибсена. После Великой Октябрьской социалистической революции пришли на сцену новые герои. Триумфальным стал спектакль «Бронепоезд 14-69» Вс. Иванова, показанный к десятилетию Октября. Трудится на подмостках МХАТа новое поколение актеров, но заветы великих основателей театра живут, не ветшая.
В официальном списке постановок Станиславского примерно 120 названий, из них 55 спектаклей — на сцене Художественного театра. Станиславский являл собой новый тип режиссера, режиссера — идейного руководителя постановок, истолкователя пьесы. Почти все выдающиеся советские режиссеры старшего поколения прямо или косвенно были связаны с МХАТом, прошли его школу. Это Е. Б. Вахтангов,
Вс. Э. Мейерхольд, К. А. Марджанишвили, А. Д. Дикий, А. Д. Попов, Р. Н. Симонов и другие. Станиславский отлично знал и любил технологию сцены: сложную машинерию, ювелирную отделку всевозможных звуков за сценой. Он умел найти деталь, становившуюся как бы эпиграфом ко всему спектаклю. Такой деталью, например, была красная, выгоревшая от солнца рубаха молодого партизана Васьки Окорока в спектакле «Бронепоезд 14-69», пламеневшая как знамя революции. «Люби не себя в искусстве, а искусство в себе»,— завещал Константин Сергеевич своим сподвижникам и ученикам. Этот девиз был определяющим в каждой его режиссерской работе.
Станиславский обладал и выдающимися актерскими данными. «Он показывал, как ходят старики — усталой, шатающейся походкой, как бьются средневековые рыцари, как бегают молодые девушки…» — вспоминал один из его современников. Среди его лучших актерских работ: Арган в «Мнимом больном» Мольера, Крутицкий в «На всякого мудреца довольно простоты» Островского, которым восхищался Владимир Ильич Ленин, Сатин в «На дне» Горького, чеховские образы, среди которых самый любимый — Вершинин из «Трех сестер»…
Все то новое, что принес Константин Сергеевич в актерскую и режиссерскую практику, в этику и эстетику театрального дела, сложилось в учение о театре, которое мы называем системой Станиславского. Система — теоретическое выражение того реалистического направления в сценическом искусстве, которое называют искусством переживания. На нее опирается театральная педагогика и творческая практика отечественного театра.