По страницам журнала «Революция и церковь»
Олег Комолов
Выборы священника
Граждане села Малопинежского Северодвинской губернии вынесли постановление: образовать при малопинежской церкви свободную, независимую от патриарха, архиерея и епархиального совета общину верующих и избрали священником гражданина Якова Куклина, прежде служившего псаломщиком. Когда они просили епархиальное начальство, еще до выборов, назначить им Куклина священником, им было в просьбе отказано. И прихожане написали Ленину: «Разве им на руку бедные псаломщики? А он служит прекрасно и молится вслух о здравии Советского правительства…»
Узнав об избрании священника помимо их распоряжения, архиереи направили приходскому совету грозное послание с требованием запереть храм и не допускать в нем богослужений впредь до прибытия к ним назначенного священника.
В ответ на это община вынесла свое постановление: «Никто не вправе закрывать наш храм, кроме Советской власти, так как наша церковь есть народное достояние».
VIII отдел Наркомюста на запрос о законности действий этих верующих ответил, что они действовали в полном соответствии с законом.
1920, № 1
К новой жизни…
«Я окончательно потерял веру в старого бога, — пишет священник-благочинный А. Петров в Архангельское церковно-епархиальное управление, — и поверил в нового, имя ему — труд… Честные отцы духовные! Положив руку на сердце, скажите: все ли вы верите в силу своих непрестанных молитв, кадильного дыма, разных многих других действий? Если не верите, бросьте!»
…Дьякон Рождественский из села Людинова Калужской губернии пишет, что служить в армии не может и по здоровью и по возрасту, да и обуви и одежды нет. Поэтому посылает 100 рублей и книги, в которых, как он читал в «Правде», нуждается Красная Армия.
… «Нижегородская коммуна» от 2 марта 1919 года сообщила, что в селе Городец в местный комитет пришел священник Федор Александрович Разумов и подал заявление о приеме в партию. Пока его зачислили в группу сочувствующих.
1919, № 6—8
О тюремных церквах
Разъяснение VIII отдела Наркомюста от 27 августа 1919 года. С точки зрения закона для административной тюрьмы не встречается препятствий к тому, чтобы то или иное помещение в тюрьме или зал, предназначенный для культурно-просветительной работы, предоставлялись в определенные часы и дни по желанию верующим арестантам под нужды культа.
1919, № 9—12