«Холерный диктатор» Д.К. Заболотный
Лариса Адамова
28 декабря 1866 года родился Заболотный Даниил Кириллович (1866—1929), советский микробиолог, один из основоположников отечественной научной эпидемиологии, академик АН СССР, академик и президент АН УССР.
Шел 1918 год. В Петрограде свирепствовала эпидемия холеры. О масштабах эпидемии в те дни свидетельствуют такие цифры: с 1 по 19 июня 1918 г. в больницы города поступило 5444 больных холерой, из них умерло 1611. Заболевало в день до 700 человек. Даниил Кириллович Заболотный выступил на заседании Петроградского Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов со своей программой неотложных мероприятий по борьбе с холерой.
Программа Заболотного была принята. Немедленно была организована чрезвычайная комиссия по борьбе с холерой, которую возглавил Заболотный — его называли Холерным диктатором. Шаг Заболотного имел для молодой республики необычайное значение. Ученый-эпидемиолог, которого знали во всем мире, врач, не однажды бывший в самой гуще страшных событий, порожденных чумной эпидемией в разных частях света, участник экспедиций против холеры… Только решительные действия такого человека, его знания, опыт могли спасти город. И очень важно то, что за таким человеком пошли врачи и студенты. При эпидемиологическом отделе Института экспериментальной медицины под непосредственным руководством Заболотного была создана Вакцинно-сывороточная комиссия Петроградского горздрава, а также Бюро прививочных отрядов, организовавшее массовые прививки населению.
«Особенно трудно было применение массовых предохранительных прививок,— вспоминал Заболотный.— Главной помехой был недостаток лабораторной посуды и питательных сред для приготовления вакцин. Приходилось разыскивать и реквизировать агар в кондитерских, пользоваться в качестве посуды одеколонными флаконами, придумывать приспособления для обогревания термостатов, вместо ампул и пробирок применять бутылки, но все-таки готовить необходимое количество вакцины и пускать ее в дело».
Заболотный звал за собой всех, кому «политические предрассудки не мешают бороться с народным несчастьем». Для этого человека не существовало никакой иной «действительно настоящей науки», кроме той, что служила людям.