В.И. Немирович-Данченко. Он стоял у истоков МХАТа
Лариса Адамова
23 декабря 1858 года родился российский и советский театральный режиссёр, педагог, драматург, писатель, театральный критик и театральный деятель, народный артист СССР (1936), один из основателей Московского Художественного театра Владимир Иванович Немирович-Данченко.
115 лет назад, в 1897 году, когда состоялась знаменитая встреча К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, положившая начало Художественному театру, Немировичу-Данченко было уже около сорока лет. За плечами — годы работы театральным рецензентом, журналистом, писательство, большие успехи на драматургическом поприще. Его пьесы шли в Малом театре в Москве и в Александринском театре в Петербурге.
Вот уже несколько лет учил он молодежь искусству театра в Московской филармонии. Среди его учеников последних выпусков — И.М. Москвин, О.Л. Книппер, Н. Н. Литовцева и другие. Но каким станет будущее молодых талантливых актеров? Им грозила судьба обычного провинциального актерства или в лучшем случае рутина казенной сцены. Немирович-Данченко чувствовал, что именно этой молодежи суждено вместе с ним работать над обновлением театра, пробить дорогу на сцену его любимым авторам — Тургеневу и Ибсену, Гауптману и Чехову.
Инициатива встречи со Станиславским принадлежала Немировичу-Данченко. С первых шагов Художественного театра все материальные и организаторские заботы легли на плечи Владимира Ивановича, он определял и репертуар театра.
Но главной для него была огромная режиссерская работа. Нелегко было уговорить Чехова после провала разрешить поставить вновь «Чайку», актеры не сразу поняли новаторскую суть пьесы. Даже Станиславский не сразу поверил в «Чайку». Но мы знаем, какой победой стала «Чайка» на сцене МХТа.
Немирович-Данченко вместе со Станиславским поставили на сцене Художественного театра «Дядю Ваню», «Вишневый сад», «Три сестры» Чехова, один он ставил чеховского «Иванова».
Одним из глубоких увлечений Владимира Ивановича была драматургия Генрика Ибсена. Интерес к Ибсену определялся богатством мысли, психологической глубиной его пьес.
Владимир Иванович стоял у истоков драматургии А. М. Горького. Горький писал Чехову о том, как рассказал Немировичу-Данченко о первой своей пьесе «Мещане», и «он сразу двумя-тремя замечаниями, меткими, верными, привел мою пьесу в себя. Все исправил, переставил, и я удивился сам, как все вышло ловко и стройно…»
В прославленной постановке «На дне» Немирович-Данченко дал основное направление спектаклю, определил его главную мысль. «Половиною успеха этой пьесы я обязан Вашему уму и сердцу, товарищ»,— надписал Горький экземпляр «На дне», подаренный Владимиру Ивановичу.
Уже после революции, вооружившей режиссера, по его словам, особенным «прожектором», находящимся как бы внутри его самого, Владимир Иванович ставит «Врагов» Горького. Этот спектакль с его огромным зарядом революционной энергии, его беспощадной силой разоблачения капиталистического стяжательства и гнилого либерализма стал одной из вершин режиссерского творчества Немировича-Данченко.
Огромной была его работа по сценическому воплощению произведений Достоевского и Льва Толстого — «Братьев Карамазовых», «Воскресенья», «Анны Карениной», работа над классикой русской сцены — спектаклями «На всякого мудреца довольно простоты» и «Гроза» Островского, «Горе от ума» Грибоедова, «Смерть Пазухина» Салтыкова-Щедрина.
Значительную роль сыграл Немирович-Данченко и в становлении советской драматургии, советского театра. Он ставил «Пугачевщину» и «Любовь Яровую» К. Тренева, «Блокаду» В. Иванова, «Кремлевские куранты» Н. Погодина. В музыкальной студии МХАТа он боролся за новые пути музыкально-сценического искусства. Ему принадлежали постановки таких советских опер, как «Катерина Измайлова» Д. Шостаковича, «Тихий Дон» И. Дзержинского, «В бурю» Т. Хренникова.
Великое умение Немировича-Данченко владеть ключами ко всем потайным ящичкам актера, как назвал это свойство И. М. Москвин, умение «напитать» актера автором, неуклонное требование от актера правды социальной, правды жизненной и правды театральной сделали Владимира Ивановича одной из наиболее выдающихся фигур советского театра.