Другие новости

Космонавты СССР. Владимир Шаталов

17 декабря 2012 02:15
Олег Комолов


Продолжаем публикацию глав из книги «Космонавты СССР» («Просвещение», Москва, 1977 г).

Самое важное, чтобы где-то существовало то, чем ты жил.

Об этом сказал писатель и летчик Экзюпери. В жизни каждого из тех, кто посвятил себя небу, бывают моменты, когда воедино надо собрать всю волю, все умение, использовать все, что ты узнал и постиг раньше.

Говорят, что жизнь человека измеряется не количеством прожитого времени, а делом. У одних биографию не уложишь на десятках страниц: куда только не кидала их судьба, в какие только дела не приходилось им вживаться, в каких переплетах не бывать! У других биография — всего несколько общих фраз: они лишь пробуют делать жизнь. Но есть такие, о которых достаточно сказать два слова: «летчик- космонавт», и предстанет чудесный образ человека — неутомимого и страстного подвижника большого и трудного дела. Биография таких людей вписывается в одну строчку: «Вся жизнь — полет».

— Наверное, все началось с рассказов отца, — так объясняет сам Владимир. — В годы гражданской войны отец работал механиком в авиационном отряде. От него и наслышался я об удивительных историях, которые случались в небе, о «фарманах» и «нюпорах»…

Мы часто говорим об эстафете поколений. Семья Шаталовых — еще один тому пример. Отец Владимира оставил свой след на земле. Инженер-железнодорожник, в суровые годы войны он прокладывал «Дорогу жизни» в осажденный Ленинград по Ладоге. Был ранен. За свой труд удостоен многих наград и высокого звания Героя Социалистического Труда.

Еще в школьные годы Володиным кумиром стал Чкалов. Портреты летчика, вырезанные из газет и журналов, хранил как самые дорогие реликвии. Мечтал быть таким же, потому и выбрал авиацию.

Качинское училище… Сколько с ним связано воспоминаний! Первый

провозной, первый самостоятельный, первый полет на боевое применение. Сколько раз уходил он на свидание со «своим небом», парил там, как вольная птица, первым встречал солнце, последним гасил звезды… Всякое случалось. И в курсантские годы, и когда был инструктором. Но если ситуации были разными, то поведение летчика всегда оставалось одним. Сосредоточенность, выдержка, умение быстро собраться и найти порой единственный, но правильный выход. На эту способность найти «правильный выход» жизнь испытывала его не раз.

…В академию поступал в тот год, когда конкурс был самым большим: семнадцать претендовали на одно место. Отступить? Подождать еще годок? Нет, к такому он не привык. Владимир преодолел барьер конкурса академии.

Потом были строевые части, ступеньки должностей, знакомая до последней выбоины взлетная полоса, измеренная его шагами сотни и тысячи раз. И небо над ней выглядело по-разному: то раскаленное солнцем до белизны, то багрово-черное, клубящееся перед грозой, то чистое и искрящееся звездами, словно повисшими в самом воздухе.

Владимир Шаталов держал в руках штурвалы разных типов крылатых машин, две тысячи часов провел в воздухе, трижды стартовал в космос. Он был командиром «Союза-4», состыковывал корабли в космосе, создав на орбите первую экспериментальную космическую станцию; потом командовал группой космических кораблей «Союз-6», «Союз-7» и «Союз-8»; выполнял пробное сближение и стыковку с орбитальной станцией «Салют». Это было, когда он летал на «Союзе-10».

Большой опыт полетов, эрудиция, прекрасные человеческие качества создали ему уважение и авторитет среди космонавтов и ученых, работающих в области космических исследований. Итогом его полетов стали не только многотомные отчеты, новые конструктивные решения, новые методики. Познанным и понятым им там, в космосе, он охотно делился с другими. Он защитил кандидатскую диссертацию, многое сделал для проведения совместного советско-американского эксперимента «Союз — Аполлон». Он руководитель подготовки советских космонавтов, депутат Верховного Совета СССР, президент Общества советско-кубинской дружбы.

И еще. Он стремился к глубокому пониманию всех вопросов, не разделяя их на главные и второстепенные. Все эти годы с интересом изучал астрономию, небесную механику, системы управления, кибернетику, биологию… И это была не дань моде, не скольжение по верхам. Специалисты без труда изъясняются с ним на «своем» языке и к его доводам относятся с большим вниманием. Ведь его профессия — космонавт — соединила в себе физику, химию, математику… Соединила и людей в общем неустанном поиске. А люди, со всем этим связанные, должны понимать друг друга.

Среди многих наград, которых он удостоен, есть Золотая медаль имени Юрия Гагарина. Это отличие учреждено Международной астронавтической федерацией и присуждается космонавту, достигшему значительных результатов во время космического полета.

В его рабочем кабинете на книжной полке стоит том в белой обложке «Летчики и космонавты». На титульном листе автор написал: «Шаталову Владимиру Александровичу! Я горжусь, что сдал свою космическую вахту одному из лучших космонавтов. И верю, Володя, что тебе по плечу этот тяжелый, но так нужный человечеству труд… Н. Каманин. 9.10.1971 г.»

Комментирование закрыто
Читайте также

Ярослав Галан. Антифашист с Западной Украины

В условиях политического кризиса на Украине, сопровождающегося националистическими погромами под знамёнами бандеровщины

Валерий Чкалов: «Я — настоящий безбожник»

Николай Некрасов. Элегия

Николай Некрасов. «Железная дорога»

О коммунистической морали

Помоги проекту
Справочник
Справочник

Наш баннер
Счётчики
© 2005-2013 Коммунисты Столицы
О нас
Письмо в редакцию
Все материалы сайта Комстол.инфо
Красное ТВ МССО Куйбышевский РК КПРФ В.Д. Улас РРП РОТ Фронт Коммунисты кубани
Коммунисты Ленинграда ЦФК MOK РКСМб Коммунисты кубани Революция.RU