Либеральные выборы без выбора
Максим Сергеев
Протестная митинговая активность, которая длилась почти целый год, не дала никаких заметных результатов и явно спала. Либералы не смогли предложить гражданам альтернативную программу, которая смогла бы завоевать умы «креативного класса». А к силовым методам оказались не готовы сами граждане, столкновения с полицией и ОМОНом 6 мая забудутся еще нескоро, а аресты по этому делу, несомненно, будут продолжаться. Протестную инициативу перехватили левые силы, и вот уже 15 сентября сам Немцов декларирует со сцены очередного митинга абсолютно социалистические идеи. Выход был найден: внимание было переключено на выборы некого органа, который должен будет представлять оппозицию в перерывах между Маршами миллионов.
До выборов остается ровно 2 недели, вовсю идут дебаты (телеканал «Дождь» предоставил свою площадку и трансляцию). Было уже 2 скандала со снятием кандидатов-националистов, а ясности, что будут делать эти 45 человек, которых предстоит избрать, как не было, так и нет. Радость Навального и компании от этой затеи разделили не все.
Во-первых, националисты возмутились снятием троих своих кандидатов. Возмущение понятно, организаторы голосования (близкие Навальному люди из Екатеринбурга, например, Леонид Волков) обещали, что регистрировать будут всех, даже Путина, Якеменко или нашистов. Но сначала националистов зарегистрировали (даже отбывающего наказание за взрыв на рынке Николу Королева), а потом то ли по жалобе Яшина, то ли по решению «оргкомитета» регистрацию отменили.
Во-вторых, в последний день регистрации заявки подали ряд «гражданских активистов», среди которых Ксения Собчак, Михаил Шац, Татьяна Лазарева, Рустем Адагамов (блоггер Другой) и несколько других. Свою кандидатуру выставил даже журналист «Коммерсанта» Олег Кашин, чем вызвал споры в журналистской среде: должны ли работники СМИ принимать участие в политической деятельности и совместима ли такая работа со званием журналиста. Это смутило политических активистов. Они справедливо указали на слово «оппозиция» в названии будущего органа и на многочисленные интервью той же Собчак, в которых она неоднократно заявляла, что она «не считает себя оппозиционеркой». Понятно, что эти люди дадут необходимый пиар всему этому процессу, но как они представляют себе каждодневную оппозиционную деятельность, остается загадкой. Собчак продолжала радовать публику своими твиттами: «страшно, что молодые красивые люди считают Ленина фигурой со знаком плюс» и подобными, чем вызвала критику, в том числе от своих оппонентов из числа кандидатов в КС.
В-третьих, главное: левые силы в большинстве своем отказались принимать участие в работе Координационного совета. Форум левых сил (который позорно проигнорировали большинство информагенств и СМИ) решил, что выдвигаться в КС левые могут, только представляя сами себя. Так, например, поступил Сергей Удальцов. Судя по тому, что по итогам голосований после дебатов (дебаты идут каждый день и можно голосовать за понравившегося по средством смс или формы на сайте «Дождя») националисты терпят поражение, орган будет состоять из либералов и «гражданской платформы» (Собчак и ко).
В-четвертых, самое главное. Объективно, и довольно немногие спорят с этим утверждением, что все это придумано для легитимизации одного человека. Алексея Навального. Алексея представляют как «блоггера, юриста, основателя Роспила». Видимо, этого мало и ему необходимы хотя бы какие-то полномочия, чтобы говорить от всех оппозиционеров. Понятно, что в массовости митингов велика заслуга именно Алексея, вполне возможно, что он самый популярный оппозиционный несистемный политик, но вся атмосфера этих выборов сильно портит впечатление. По сути, даже непонятно, что эти люди будут делать, если изберутся, на что они имеют право, а на что — нет. Продолжаются споры, должны ли они согласовывать митинги и вести переговоры с властями. Может, они должны будут предлагать альтернативные законопроекты, а, может, именно на их плечи ляжет роль «теневого» правительства? Вся эта недосказанность, на которую мы должны закрыть глаза, вкупе с явной целью назначить Навального лидером оппозиции, настораживает и отталкивает не только противников всего вроде Лимонова, но и вполне адекватных оппозиционеров. Левым силам необходимо продумать свою реакцию на происходящее и будущую тактику взаимоотношений с КС оппозиции, стараться работать, все-таки, необходимо сообща.