Не лишне дактилоскопировать «лишних»…
Татьяна Васильева
В столице грядёт очередная акция по учёту бомжей. С 1 января 2012 года у всех бездомных, обратившихся в городские ночлежки, снимают отпечатки пальцев. Кроме того, время от времени рейды по местам скопления бомжей проводит полиция – отловленных бездомных отправляют в отделения и дактилоскопируют.
В настоящее время, по информации «Известий», департамент соцзащиты закупает приборы для дактилоскопии, которыми оснастят мобильные службы помощи бездомным – социальные работники должны будут снимать отпечатки пальцев у бродяг прямо на улицах. Власти утверждают, что такая дактилоскопия поможет рассчитать объём средств, необходимый для помощи бездомным. Однако эксперты считают, что новая мера свидетельствует о движении в сторону репрессивного подхода к решению проблемы бездомных. Руководитель проектов фонда «Институт экономики города» Елена Коваленко уверена, что это приведёт к снижению доступности социальной помощи. О перспективах искоренения бездомности как явления речь, разумеется, не идёт вовсе.
Если набрать в Яндексе «бездомные», поисковая система выдаст страницы вперемешку – о бездомных животных и о бездомных людях. Поисковой системе всё равно… Нынешнему обществу, похоже, тоже. Бродячие собаки, бездомные кошки, бомжи – непременный атрибут большинства современных российских городов и «головная боль» для их правительств: постоянно требуются деньги, совершенствование законодательства, новые постановления, контроль за их выполнением, а ситуация меняться не желает – собаки продолжают нападать на людей, кошки гадят в подъездах, бомжи распространяют заразу, и вообще, все вместе они портят настроение добропорядочным горожанам.
Единицы сердобольных, видя неэффективность государственных мер, приносят бродячим животным и бездомным людям корм, устраивают приюты, собирают одежду. Есть сторонники «решительных мер», больше похожих на приговоры, которые тут же и исполняются: бродячую собаку можно пристрелить на месте, вшивого котёнка замуровать в подвале, а спящего в подъезде бомжа просто облить бензином и поджечь… Правда, за такие «меры» положена уголовная ответственность. Однако обычно выясняется, что такие борцы за «чистоту города» — вполне приличные граждане, часто молодёжь из благополучных семей, студенты. И тогда поднимается волна обсуждений на тему жестокости, пагубном влиянии СМИ; священнослужители призывают к милосердию, власти обещают открыть новые приюты, изменить миграционную политику. Но приходят холода – бродяжки жмутся к человеческому теплу, где им совсем не рады…
Москва – столица. Здесь закрывать глаза на эту проблему никак нельзя. Специалисты насчитали в Москве 26 тысяч бездомных собак, бездомных людей – почти столько же. Говорят, что и тех и других значительно больше.
Поразительно много общего у бездомных… Как-то в праздники двое братьев-москвичей избили палками, а потом зарезали бездомного пса, случайно забежавшего во двор их дома. Зачем они это сделали, объяснить не смогли. А чуть раньше в том же районе четверо молодых людей забили до полусмерти бомжа на автобусной остановке. Сказали потом, что он оскорбил какую-то женщину. Подошедший к ним позже товарищ, узнав, что случилось, побежал к уже почти бездыханному телу и стал в ярости пинать его ногами. Зачем он это делал, объяснить так и не смог. Бомж через сутки скончался.
Ночлег бездомные люди и животные ищут тоже по одному принципу: где теплее, там и дом. Обитают обычно стаями или группами – так безопаснее. Болеют и дичают, живут недолго и голодно.
И всё же одно отличие есть. И оно явно не в пользу бомжей человеческих. Быть бездомным псом холодно и больно, но не унизительно. Кому придёт в голову обвинить собаку в бродяжничестве? Да и жалеют их больше. Есть даже памятник бездомной дворняжке у станции метро «Менделеевская» в Москве. В защиту бездомных животных, против жестокого с ними обращения проходят митинги. Вы можете себе представить памятник бомжу? Впрочем, в Польше и Норвегии такие уже есть… А про митинги в защиту бомжей кто-нибудь слышал? На одном сайте проводилось голосование «Ваше отношение к бездомным детям». Из 472 человек 329 ответили «Мне всё равно», 105 – «Нечего было рожать», 8 – «Мне их искренне жаль», 5 – «Я им помогаю». А ведь речь шла о детях! Взрослых часто обвиняют в том, что они сами выбрали себе такой образ жизни, хотя по неофициальной статистике более 70% бездомных людей готовы были бы вернуться к нормальной жизни. По той же статистике среди бомжей подавляющее большинство – люди трудоспособного возраста, почти все имеют образование – среднее специальное или высшее.
Но прежде всего бомжи – это люди. Не собаки или кошки, а люди, у которых в отличие от животных есть не только мышление, но и сознание – сознание того, что они принадлежат к роду человеческому. Кто виноват в том, что люди, осознающие себя людьми, всё больше становятся похожими на братьев своих меньших? Причин бездомности множество: потерял гражданство, признан судом умершим, отняли жильё мошенники, находится в розыске, лишился прописки в общежитии, бежал от безработицы, украли документы, брошен родителями, оставлен детьми… Практически все они имеют социальный характер. Процент заядлых «путешественников» с расстройством психики ничтожен.
Социальные явления определяются социально-экономическим устройством общества. Бездомность – характерная черта буржуазно-либерального строя, настолько характерная, что бороться с этим явлением совершенно бесполезно. Всё, на что способно такое общество – признать существование этих «лишних» людей и ненадолго продлить их жизнь в нечеловеческих условиях. Само понятие «лишние люди» чудовищно и безнравственно. Лишней может быть пара ботинок, или тысяча долларов, которая, как известно, … лишней никогда не бывает.
Человеку нужно не так уж много – жильё и работа. Этот минимум, на котором каждый может и должен строить своё благополучие, а в итоге и благополучие всего общества, больше не гарантируется нашим государством. Всё. Этого достаточно, чтобы вступил в силу «закон джунглей», который у нас почему-то называется «демократией». И пусть власть сколь угодно активно демонстрирует социальную направленность своей политики, бездомность останется вечным укором её (власти) буржуазно-либеральному выбору.