ЮАР: неравная схватка с диким капитализмом
Сергей Корнеенко
В ЮАР продолжаются забастовки горняков на платиновых шахтах. Расстрел рабочих шахты Марикана, принадлежащей компании Lonmin, не испугал шахтёров. В новой забастовке принимают участие работники шахт, принадлежащих двум другим крупнейшим в мире транснациональным компаниям, занимающимся добычей платины — Anglo-American Platinum и Royal Bafokeng Platinum.
О жестокой эксплуатации рабочих в ЮАР и подавлении их сопротивления рассказал эксперт-африканист, старший преподаватель Российского государственного гуманитарного университета Сергей Серегичев. Его комментарий опубликован на сайте «Однако»
Эксперт объясняет, что на неблагополучной обстановке в стране сказываются десятилетия апартеида. Сегодня в ЮАР сильнейшая дифференциация – немногочисленная элита и основная масса народа — белые бедняки, о чьих проблемах иногда всё-таки говорят, и огромное количество чёрных бедняков.
Максимальная интенсификация эксплуатации труда неизбежна, считает Серегичев, поэтому забастовщиков попросту разгонят. Полиция ЮАР нередко стреляет в людей боевыми патронами, да и сами забастовщики настроены весьма решительно.
Шахты принадлежат транснациональным корпорациям, как это и бывает в таких странах. Акционеры не собираются терять гигантские деньги за простой. В бойне они, конечно, не заинтересованы, но на фоне других мировых событий (например, в Сирии), они могут рискнуть провести спецоперацию по зачистке шахт. Могут быть введены и войска. У ЮАР огромный опыт подавления массовых беспорядков.
На мировую общественность тоже не стоит надеяться, предупреждает эксперт. А если что, власти всегда могут оправдаться тем, что нападение полиции было спровоцировано, они вынуждены были защищать мирных жителей и применить оружие против бунтовщиков.
ЮАР не та страна, власти которой могут пойти на уступки забастовщикам. Высокотехнологичного производства там нет, а прибыль должна поступать. Чтобы она поступала бесперебойно – надо подавить забастовки.
Кроме того, это страна, где до 90-х годов чёрные считались живым инструментом, страна, где огромная часть населения очень плохо образована, если вообще образована. Белая элита, разумеется, имеет прекрасное образование. Однако элита крайне малочисленна. А чёрных и белых бедняков как эксплуатировали нещадно, так и продолжают это делать.
Так что, выбирая между колоссальными убытками и кровью, власти однозначно выберут кровь. Людей новых нарожают, как это ни цинично звучит, а вот деньги будет тяжело восполнить. Это законы дикого капитализма – с этим ничего не поделаешь, заключает эксперт.
С последним утверждением не хотелось бы соглашаться. Законы дикого капитализма трудно отменить, но можно. Для этого нужна хорошая организация рабочих, что, как и везде, представляет немалые трудности. В стране действуют профсоюзы и достаточно сильна коммунистическая партия, однако в условиях, когда низы не хотят, а верхи ещё могут, их деятельность не способна поднять народ на организованную борьбу против дикого капитала.