Другие новости

Космонавты СССР. Валентина Николаева-Терешкова

31 августа 2012 12:51
Олег Комолов


Продолжаем публикацию глав из книги «Космонавты СССР» («Просвещение», Москва, 1977 г).

Как она стала «Чайкой»? На этот вопрос сразу не ответишь. Когда училась в школе, о космосе и дум не было. Когда пришла в аэроклуб, тоже не мечтала о полете среди звезд. А вот когда услышала о старте Гагарина, сердце как-то екнуло, стало на душе радостно-радостно и поманило ее куда-то, позвало…

В детстве была у нее другая мечта — немного дерзкая, немного необычная, но очень земная. Она не сбылась. Но от нее навсегда осталась неутолимая жажда к перемене мест. Нет, не ради праздного любопытства. Ей очень хотелось посмотреть на мир, побывать в разных краях, вобрать в себя их красоту, познать их прошлое и настоящее, угадать контуры будущего, чтобы потом рассказать другим, что увидела и нашла.

Ей хотелось быть машинистом. Очень хотелось. Нравилось, как паровозы, волоча за собой шлейфы дыма и постукивая колесами, проходили через город на Волге, тащили длинные составы в Москву или на Дальний Восток, протяжно гудели. Через стекла окон плескались вспышки света. Но поезда уходили без нее…

Окончив семилетку, сначала работала на шинном заводе, потом перешла на текстильный комбинат «Красный Перекоп». Жизнь, казалось, вошла в свое русло: работа на производстве, занятия в заочном техникуме, дела по хозяйству. И тут подружка по техникуму, Галя Шашкова, стала «смуту вносить», агитировать за «свой» аэроклуб, где она занималась парашютным спортом.

…День 21 мая 1959 г. Валя помнит и сейчас. Помнит во всех деталях, словно это было вчера. Маленький зеленый самолет бежал по взлетному полю, подпрыгивая на неровностях, и вдруг повис. Земля удалялась. Казалось, что она плывет под крылом медленно, лениво. Валя напряженно прислушивалась, боясь из-за звенящего шума мотора пропустить команду: «Пошел!» Не видя перед собой ничего, шагнула в бездну. Внутри сразу что-то оборвалось. Глаза зажмурились от упругого удара воздуха. Несколько секунд стремительного падения, и вдруг толчок: раскрылся белый купол над головой. Сердце наполнилось счастьем. Она попробовала чуть натянуть стропы, и парашют начал разворачиваться. Ощутив слегка согнутыми ногами толчок, она скользнула по мокрой траве и завалилась на бок. Рядом распластался шелковистый купол…

Хотелось прыгать ежедневно. Но второй прыжок довелось сделать только через месяц. Задание — имитация ручного раскрытия парашюта. Оценка — «пять». Третий прыжок — раскрытие запасного парашюта. И снова отличная оценка.

…В день полета Юрия Гагарина в аэроклубе был настоящий переполох. Мальчишки носились как угорелые. Расписание прыжков сорвалось: кто слушает радио, кто спорит, кто доверительно сообщает неведомо откуда добытые подробности… Девчонки, сбившись в кучку, старались представить себе первую космонавтку.

В газете Валя прочитала, что Гагарин тоже был курсантом аэроклуба. Это и мешало спокойному течению мыслей. Она отдавала себе отчет в том, что нечто подобное, будоражащее и зовущее, в те дни испытывали миллионы и, вероятно, многие юноши и девушки писали заявления с просьбой зачислить их в космонавты. Конечно же, там множество достойных кандидатур. А что она? На ее счету несколько десятков прыжков с парашютом, есть спортивный разряд. И все же…

…Об этом не знал никто: ни домашние, ни подруги. Только Валентина Федоровна Усова — парторг комбината — была посвящена в ее «тайну».

— Ну, что ж, Валюша, — сказала ее старшая наставница, — если чувствуешь себя готовой, пиши заявление. Я за тебя поручусь…

В декабре 1961-го ее вызвали в областной комитет ДОСААФ. Трудно сейчас передать в деталях разговор с полковником ВВС. Слишком нереальным, фантастичным казалось то, что именно на ее долю выпадало счастье, о котором она боялась думать, чтобы не отпугнуть его. Она поняла лишь одно: ей предлагают пройти специальную подготовку к полету в космическом корабле, предлагают поехать в Звездный.

Время листало странички календаря. Валя по-прежнему окунулась в комсомольскую работу. В аэроклубе тоже прибавилось дел: она стала инструктором по парашютному спорту, теперь у нее появились свои «подопечные», а вместе с ними и ответственность за их знания и умения. В марте ее приняли в партию. Вскоре пришел и вызов в Москву.

«Космодром Байконур с его стартовой площадкой и величественное зрелище старта космической ракеты- гиганта я впервые увидела в дни группового полета Андрияна Николаева и Павла Поповича. Перед моими глазами открылась потрясающая картина, которую раньше я представляла лишь по рассказам наших ребят и преподавателей. И, пожалуй, уже тогда я почти физически ощутила близость своего старта».

Этот полет состоялся в июне 1963 г. и продолжался 70 часов 40 минут 49 секунд. «Чайка» — ее космический позывной, позывной командира «Востока-6».

В отряде космонавтов она прошла весь комплекс предполетной подготовки, а после полета окончила Военно-воздушную инженерную академию имени Н. Е. Жуковского, защитила диссертацию.

Валентина Николаева-Терешкова— член ЦК КПСС, депутат Верховного Совета СССР, председатель Комитета советских женщин, вице-президент Международной демократической федерации женщин.

Комментирование закрыто
Читайте также

Ярослав Галан. Антифашист с Западной Украины

В условиях политического кризиса на Украине, сопровождающегося националистическими погромами под знамёнами бандеровщины

Валерий Чкалов: «Я — настоящий безбожник»

Николай Некрасов. Элегия

Николай Некрасов. «Железная дорога»

О коммунистической морали

Помоги проекту
Справочник
Справочник

Наш баннер
Счётчики
© 2005-2013 Коммунисты Столицы
О нас
Письмо в редакцию
Все материалы сайта Комстол.инфо
Красное ТВ МССО Куйбышевский РК КПРФ В.Д. Улас РРП РОТ Фронт Коммунисты кубани
Коммунисты Ленинграда ЦФК MOK РКСМб Коммунисты кубани Революция.RU