Граждане хотят перемен, но власть может быть спокойна
Сергей Корнеенко
Фонд «Общественное мнение» по заказу некоммерческой исследовательской службы «Среда» провёл опрос с целью выяснить уровень протестных настроений в российском обществе.
Если доверять результатам опроса, проведённого по технологии ПЕНТА, две трети граждан (68% опрошенных) считают, что политической системе страны необходимы серьёзные изменения. Сторонников так называемой «стабильности» оказалось 19%.
Интересен социальный состав тех, кто предпочитает оставить всё, как есть – это в основном люди с низким уровнем образования, а также работники сферы культуры и искусства. Среди всех российских регионов самыми неоппозиционными оказались Южный и Северо-кавказский федеральные округа. Также в принципе всем довольны мусульмане и, разумеется, сторонники В.Путина.
Среди желающих перемен больше людей с высшим образованием и работников промышленной сферы. По результатам опроса получается также, что среди сторонников перемен больше верующих, правда, таких, которые не относят себя к определённой конфессии. Также довольно высокий уровень протестных настроений показали некие «православные, не принадлежащие Русской Православной церкви». Отдельной строкой идут «недоверяющие патриарху Кириллу». И ещё одна категория – «те, чьё доверие Русской Православной церкви уменьшилось». Зачем был сделан столь подробный расклад по верующим и по РПЦ, остаётся загадкой. Неясно также, оказались ли участниками данного опроса неверующие. Создаётся впечатление, что в России их просто нет…
Вторым основным результатом опроса оказался очень невысокий процент тех, кто готов непосредственно участвовать в оппозиционной политической деятельности – 3%. Это в основном молодёжь и работники сферы науки. Также основную часть потенциальных оппозиционеров составляют сторонники Сергея Миронова и Михаила Прохорова. Сторонники Геннадия Зюганова, лидера крупнейшей оппозиционной партии, не упоминаются вовсе.
Невысок процент и тех, кто готов проявить свою гражданскую позицию хотя бы в органах местного самоуправления или волонтёрских организациях – таких всего 6%.
Ещё одним интересным результатом опроса оказалось то, что уровень дохода не особенно влияет на готовность к политическим изменениям, а также то, что Москва ничем не отличается по настроениям от всей России.
Думается, в целом результаты опроса отражают реальную картину. Небольшой процент активистов – обычное явление. Однако он мог быть больше, если бы на политической арене были действительно сильные организующие партии и яркие лидеры.