Действуй локально, мысли глобально. Часть 2
Максим Сергеев
Предлагаем вашему вниманию вторую часть интервью с левым политическим активистом Ивановской области Ильёй Журавлёвым. С первой частью беседы можно ознакомиться здесь.
Комстол: А как ты пришел собственно к Левому фронту?
И. Журавлёв: В 2008 году остро встал вопрос об объединении не только молодежи, но и активистов более старшего возраста. И 15 мая 2008 года в Шуе состоялась Учредительная конференция ивановского ЛФ. Она была вообще первая в России. Деятельность шла с переменным успехом, основными моментами на то время был протест против вырубки сквера в центре города, проведение Дней гнева, создание совета инициативных групп Иваново, которые занимаются проблемами ЖКХ, акции прямого действия и так далее.
Комстол: Ты сразу стал координатором ЛФ?
И. Журавлёв: Да, на этой же конференции я был выбран координатором отделения. Но вообще управление у нас коллективное, все решает Совет, в который кроме меня входит еще несколько человек.
Комстол: Понятно. Давай перейдем к дню сегодняшнему. Какие силы составляют сейчас оппозицию в Иваново? Сильны ли позиции либералов и националистов?
И. Журавлёв: Ситуация в Иваново какая. На либеральном фланге есть ячейка Солидарности. Сильной её не назовёшь, но какую-то работу она ведет, делая упор на правозащитную деятельность и антипутинскую риторику. Принимали участие в Днях гнева и Стратегии-31. Националисты организованно не представлены. Как политические силы никакой роли они не играют. Просто кто-то занимается спортом, устраивают пробежки, тренировки, но среди политиков тех, кто позиционирует себя националистом нет. А тех, кто когда-то состоял в НБП серьезно запрессовали и из движения они ушли.
Комстол: Из Левого фронта только ты официально взаимодействуешь с КПРФ? Ты же состоишь в партии, входишь в горком…
И. Журавлёв: Да, состою.
Комстол: И как, получается сотрудничать?
И. Журавлёв: Когда ЛФ только создавался, отношения с партией были не очень хорошими, практически никто не верил, что мы не работаем на раскол. До сих пор сохраняется некоторое непонимание нашей деятельности, опасаются того, что мы можем развалить партию. Встречаются мнения, что ЛФ — это либеральная организация. Это, безусловно, абсолютно неправильное суждение. Тем радостнее, что сейчас оно сходит на нет. Проводим совместные мероприятия, во всех случаях, когда требуется совместное организованное выступление — мы выступаем консолидировано. Но слепого копирования действий КПРФ с нашей стороны нет, мы стараемся выступать в какой-то мере поляризовано.
Комстол: Илья, интересует твоё отношение к высшему руководству КПРФ и Зюганову. Говорят, ты не был сторонником его выдвижения кандидатом в президенты.
И. Журавлёв: Интересный вопрос. Однозначно ответить на него достаточно сложно. Могу сказать, что собственными глазами вижу довольно-таки большое количество проблем. К примеру, многие люди, которые могли присоединиться к КПРФ, не находят себе в ней места из-за существенных недостатков в идеологии и политической практике партии.
Взять ту же партийную молодёжь. К сожалению, на всем протяжении работы в партии, у меня сложилось такое впечатление, что КПРФ упустила достаточно много молодых людей, потеряла потенциал. То ли неспособностью, то ли недостатком времени, то ли неправильно выставленными приоритетами, вступающим молодым людям не давали возможности для самореализации.
Молодежь приходит в политику, чтобы в чем-то себя проявить. Ведь у каждого молодого человека есть потенциал, который он может выразить в партии, сделав вклад в общее дело. Но, к сожалению, партия не до конца задействовала свои возможности, не стимулировала творческий рост молодых кадров.
Комстол: Губили инициативу?
И. Журавлёв: Да! Ведь основная проблема всех партий — это обновление. А если не происходит массового привлечения молодежи, не просто рядовых участников митингов, а именно квалифицированных партийных работников, подкованных идеологически, то партия функционирует не в полную силу.
Комстол: А сам ты что предлагаешь?
И. Журавлёв: Я являюсь сторонником т.н. «теории малых дел». Они необходимы для того, чтобы расширить сеть своих сторонников, привлекать большое количество людей к деятельности. Однако, это не вступает в противоречие с тем, что необходимы глобальные изменения в общем положении дел в стране, ведь понятно, что одними малыми делами ситуацию коренным образом изменить невозможно.
К сожалению, со стороны горкома партии до последнего времени наблюдалось неверная трактовка методов работы с теми же самыми профсоюзами, советом инициативных групп. Конкретные вопросы по текущей деятельности решить мы не могли, все упиралось в излишнюю политизированность положения. А это не всегда играет нам на руку. Ведь общество, большая его часть точно, устала от таких классических политиков 90-ых годов, в обществе господствует мнение о том, что в политику идут затем, чтобы заработать денег и прорваться к власти. А чтобы этот стереотип сломать мало обычных лозунгов, мало деклараций, программ. Следует добиваться поддержки граждан в любых вопросах, завоевывать авторитет своей каждодневной работой.
Комстол: И как, получается?
И. Журавлёв: Понимаешь, здесь важно не попасть в такую ситуацию, когда человек приходит к тебе со своей проблемой, допустим, сквер у него возле дома пытаются вырубить, а ты ему отвечаешь: «А что вы хотели, батенька? Ведь у нас на дворе капитализм!». Естественно, этот человек ничего хорошего о тебе не подумает. У него сложится мнение, что раз ты даже в таком деле помочь ему не смог, а что от тебя ждать в управлении городом, к примеру. Поэтому в существующих политиках люди видят политиканов и обычных популистов.
Комстол: Вы, в ивановском отделении слышали про конфликт в московском отделении КПРФ? Разгром МГК, отставка первого секретаря В.Д. Уласа…
И. Журавлёв: Конечно слышали!
Комстол: А до этого «ленинградское дело», «неотроцкизм»…
И. Журавлёв: Я слышал об этом, знаю и официальную позицию ЦК, и альтернативную точку зрения на эту проблему. Я вообще считаю, что внутри партии, как и внутри любого человеческого коллектива, должна быть такая вещь, как максимальное стремление придти к какому-то согласию. Ведь такие действия, как исключения, «разгоны», они только ухудшают позиции партии, давая нашим оппонентам хорошие козыри в руки! Надо действовать более тонко, не только раскручивая маховик репрессий, а давая возможность высказаться всем сторонам конфликта, раскрывая позицию всех членов партии. Нужна здоровая внутрипартийная дискуссия. Пускай временами жесткая, но зато мы дадим шанс вернуться тем, кто в каком-то вопросе отошел от партийной линии. Ведь часто бывает, что мнений много по любому вопросу, а высказать их получается далеко не всегда.
Комстол: Следующий вопрос, тоже немного теоретический. Президентом Медведевым объявлена либерализация политической системы, упрощение регистраций политический партий. Какие перспективы у левого движения?
И. Журавлёв: Медведев, проводя свою реформу, провозгласил, что теперь разделение на системную и несистемную оппозицию полностью стирается. Я с этим в корне не согласен. При всех поправках, которые были приняты, коренных изменений не будет. Во-первых, по-прежнему запрещены блоки.
Во-вторых, вся эта колоссальная механическая регистрация партий модерируется Кремлем. Количество членов партии в 500 человек превращает всю политическую деятельность в профанацию. Ведь теперь, имея совсем не такие большие финансовые средства, можно будет создать совершенно любую политическую организацию. Но на деле мы видим, что контроль за политической поляной сохраняется. Тот же самый «президентский фильтр» на выборах губернаторов нам прямо на это указывает. Натуральная показуха, как и во многих других сферах. Та же ситуация ранее была с Общественной палатой. Вроде хорошая идея, но мало того, что этот орган является только лишь совещательным, так еще и отбираются туда только нужные, лояльные люди, которые практически ничем не занимаются. То есть все эти инициативы является банальной демагогией. И задача левых — представить альтернативу, выход из сложившейся ситуации.
Комстол: Вот. Альтернатива. Объединяться на базе КПРФ? Либо присоединиться к созданному буквально на днях «Левому альянсу»?
И. Журавлёв: Я считаю, что следует использовать уже существующие наработки. Так или иначе, сейчас нет ни одной политической силы-монополиста. В любом случае нам придется договариваться. И не важно с кем, будь то КПРФ, Левый альянс или еще кто-нибудь третий. Нужно взаимодействовать, нельзя страдать политическим сектантством. Необходимо делать ставку на людей, которые, возможно, пока не могут себя отнести к какой-либо политической силе, но хотят себя проявить именно как гражданские активисты. И задача сегодняшних левых заключается в том, чтобы помочь им в определении конкретных инициатив, показать эту альтернативу и они станут левыми. А к кому присоединиться — это уже будет их выбор. Та организация, которая себя хорошо зарекомендует, которая всех устроит, в большинстве своем объединит вокруг себя подготовленных активистов.
Комстол: А не возникнет ли такого, что активистов ты привлечешь, а кто-то уйдет в КПРФ, кто-то в ЛФ, кто-то в Левый альянс?
И. Журавлёв: Так одно другому не противоречит! Понимаешь, вот взять даже ситуацию с нашим советом Инициативных групп. Там же не все обязательно левые. Но задача левых, делать граждан максимально организованными. Если организация будет функционировать без конкретных людей, если не будет иметь низовой опоры, она будет оторвана от реальности. Ведь сейчас основная проблема — это привлечение новых людей к своей работе. Есть такое выражение: «действуй локально, мысли глобально», именно такой подход является для нас главенствующим.
Комстол: Предлагаю затронуть вопрос идеологии. Как ты считаешь, на какую платформу сейчас нам необходимо опираться? Классический марксизм, еврокоммунизм, национал-патриотизм, социал-демократия?
И. Журавлёв: На мой взгляд сейчас речь должна идти о преобразовании, трансформации марксистко-ленинских идей. Сейчас необходима самая широкая дискуссия для нового восприятия классических идей, но без резкого разрыва с устоявшимися принципами. Необходимо адаптировать коммунистическую идею к текущему моменту.
Комстол: Недавно в Иваново прошла конференция по самоорганизации. К чему-то уже пришли, какие-то решения приняты?
И. Журавлёв: Сейчас идет довольно-таки продуктивная работа в этом направлении.
Комстол: Ставится вопрос о создании альтернативы ФНПР?
И. Журавлёв: Да, работа с профсоюзами — одна из первоочередных задач. На конференции было высказано предложение о консолидации действий всех независимых профсоюзов. Идет работа по подготовке Учредительной конференции.
Комстол: Некоторые либеральные товарищи высказывают вам претензии, дескать, всю работу по организации «Ивановского Совета» приватизировали себе исключительно левые организации. Так ли это?
И. Журавлёв: Да, я слышал такие упреки в наш адрес, но они не имеют под собой оснований. Дело в том, что к работе в Совете привлекаются люди самых разных взглядов. Там достаточно и либералов, есть и граждане, которые не причисляют себя к каким-либо движениям, есть правозащитники вообще без идеологии.
Комстол: Есть и «Союз рабочих», в котором все поголовно марксисты старой закалки.
И. Журавлёв: Верно, но никто не запрещает всем желающим высказывать свое мнение и принимать участие в нашей повседневной работе. Да, есть некоторое количество людей с левой идеологией, но мы никому не отказываем в присоединении.
Комтсол: Учредительная конференция планируется в мае?
И. Журавлёв: Да, сейчас идет подготовка документации, обсуждение инициатив, существует единый сайт iv-sovet.ru, создана рассылка среди активистов, мониторим ситуацию с вырубкой зеленых насаждений, проблемы ЖКХ.
Комстол: Спасибо большое, Илья. Было интересно.
И. Журавлёв: Спасибо, всего хорошего!