Не в интересах пассажиров, а токмо рынка для…
Татьяна Васильева
Если человеку нужно полететь из Минска в Новосибирск, у него ничего не получится – не потому что белорусский самолёт не долетит до Сибири, а потому что российским авиакомпаниям это невыгодно. Выгодно, чтобы пассажир приземлился в Москве, а отсюда, уже внутренним рейсом, добрался до места назначения.
Выгодно ли это пассажирам – вопрос второстепенный. Для пассажиров при таком раскладе остаётся один интерес – иметь возможность воспользоваться воздушным транспортом вообще. То есть на этом рынке должен кто-то торговать. А если торговцы уберут выгоду с первого места в списке своих интересов, то никакого рынка не будет, и тогда хоть пешком иди.
Всё логично и просто. Столь же незамысловаты и отношения торговцев на рынке – ты забрал у меня моих покупателей, я не дам тебе своих. Не дашь своих? Ну тогда ты мошенник, потому что мы договаривались поровну, а раз ты так, то я дважды эдак… Ну а я тогда трижды вот так вот… Всё равно я свою выгоду не упущу, а ты ещё пожалеешь. Скандал неизбежен, но поскольку каждому в конечном итоге грозят потери – сильному меньшие, более слабому бόльшие — заканчивается всё обычно новыми договорённостями, которые действуют до тех пор, пока снова не нагрянут какие-нибудь конъюктурные изменения.
Нечто похожее происходит сейчас между авиакомпаниями «Белавиа» и «Аэрофлот». Сначала правительства Белоруссии и России договорились, что компании делят пассажиров, летающих между Москвой и Минском, поровну. Потом «Белавиа» стала дополнительно отправлять рейсы из Минска в российские регионы минуя Москву. Компенсировать потерю внутренней прибыли «Аэрофлот» решил, увеличив в одностороннем порядке число рейсов из Москвы в Минск. Получилось не поровну, как договаривались. Белоруссия возмутилась, Россия запретила белорусские рейсы в регионы… И пошло-поехало…
Скандал может дойти до суда, а может и не дойти. 9 апреля в Минске начнутся переговоры департаментов министерств транспорта России и Белоруссии. У каждой стороны есть свои коммерческие козыри – у России регионы, у Белоруссии в основном транзитный характер рейсов Минск-Москва, т.е. Белоруссия вполне может найти аэропорт в другом европейском городе для транзитных пассажиров.
Можно конечно искать и политический аспект в разгорающемся скандале, учитывая особые отношения между Россией и Белоруссией. Однако не следует забывать, что «политика есть самое концентрированное выражение экономики». Экономика рыночная. Какова экономика, такова и политика. Интересы пассажиров – вопрос второстепенный и для такой экономики, и для такой политики.