Подвиг их Бессмертен
Валентин Котов
В эти холодные декабрьские дни, когда мороз и снегопады в очередной раз доказали превосходство Её Величества Природы, вопреки всем тщаниям дорожников парализовав движение по ухоженным и не очень ухоженным подмосковным трассам, невольно вспоминается другая зима. Зима 1941 года, 5 декабря, Подмосковье.
Так же холодно, даже холоднее, куда холоднее нынешнего. Так же снежно, только вот дороги расчищать некому, да и незачем – жадно протянув щупальца к сердцу нашей Родины, к её столице Москве, замерло, завязнув в снегах, гитлеровское чудовище, лишь немного не дойдя до цели.
Уже несколько долгих осенних месяцев сдерживали врага героические защитники столицы. С 30 сентября живым щитом на пути оккупантов встали бойцы и ополченцы, кадровые военные и горожане, москвичи и уроженцы Сибири… Русские, украинцы, казахи, ненцы – вся многонациональная страна сплотилась, защищая свой дом, свою Родину, столицу своей Родины – Москву. И враг не прошел — не прошел, завязнув в болотах, остановленный героизмом и мужеством наших солдат. Дрогнула хваленая машина вермахта, забуксовала… и замерла, выжидая весны, момента для удара.
Но… Враг ждал напрасно. 5 декабря фронт пришел в движение – началось первое масштабное наступление той грозной войны. Ранним утром 5 декабря по противнику ударили войска левого крыла Калининского фронта, а в 14 часов — правого фланга 5-й армии Западного фронта. 6 декабря на врага ринулись 1-я ударная, 10, 13, 20, 30-я армии; 7 декабря — соединения правого фланга и центра 16-й армии, включая оперативную группу Костенко; 8 декабря — левофланговые соединения 16-й армии, группа Белова, 3-я и 50-я армии. На калининском, клинском, солнечногорском, истринском, тульском и елецком направлениях развернулись ожесточенные сражения. Преодолевая сильное сопротивление, советские войска прорвали вражескую оборону и при поддержке авиации стали развивать наступление.
Многие сегодняшние историки не зря считают его переломным моментом всей Великой Отечественной — впервые стратегическая инициатива перешла в руки Красной Армии.
В ходе жестоких, кровопролитных боев, метр за метром, перелесок за перелеском, деревню за деревней отбирая у ненавистного захватчика свою землю, Советские войска сумели отбросить противника на сотни километров. Уже к началу января 1942 года наступающими войсками Красной Армии было освобождено более 10 000 населенных пунктов, уничтожено более полумиллиона вражеских солдат и офицеров. Гитлеровские волки позорно бежали — бежали, бросая технику и неся огромные человеческие потери.
Надо отметить, что немецкое командование ясно осознавало всё значение понесенного им поражения — уже 8 декабря Гитлер отдал директиву за номером 39 о переходе к обороне по всей линии фронта. Непосредственно же в месте событий, на поле боя, все стало ясно ещё раньше — уже в ночь с 5 на 6 декабря командующий 2 танковой армией генерал-полковник Гудериан отдал приказ отвести свои танки и перейти к обороне, в последствии заявив буквально следующее:
«Наступление на Москву провалилось. Все жертвы и усилия наших доблестных войск оказались напрасными, мы потерпели серьёзное поражение, которое из-за упрямства верховного командования повело в ближайшие недели к роковым последствиям. В немецком наступлении наступил кризис, силы и моральный дух немецкой армии были надломлены».
Самому Гудериану это решение и, того вернее, дерзкие, хотя и абсолютно верные по сути, слова едва не стоили карьеры — 26 декабря генерал был отстранён от командования и отправлен в резерв Главного командования, в Берлин. Всего же гитлеровские военные трибуналы осудили около 62000 солдат и офицеров за дезертирство, самовольное оставление позиций и неповиновение приказам старших офицеров. С занимаемых постов были сняты 35 высших чинов германской армии.
Нелегко далась Советским войскам победа в той решающей битве — безвозвратные потери советских войск составили 926 244 человека. Советское правительство высоко оценило героический подвиг многонациональной Красной Армии, к государственным наградам были представлены многие участники той великой битвы — так, только медалью «За оборону Москвы» было награждено свыше миллиона человек.
Многие из тех бойцов, что морозными декабрьскими днями и ночами гнали прочь с нашей земли вражеские полчища, так и остались неизвестными. Не все их могилы найдены и известны — в наспех отрытых братских могилах, в воронках от вражеских бомб и снарядов лежат наши отцы и деды, грудью закрывшие свою Родину, свою Столицу.
Но, по крайней мере, одному из таких неизвестных героев можно и должно отдать дань Памяти и Уважения — в могиле Неизвестного Солдата, у стен древнего Кремля, покоится прах защитника Москвы, одного из многих участников великой Битвы под Москвой.
Имя его неизвестно.
Подвиг его Бессмертен.