Другие новости

Чем гордятся чиновники?

2 ноября 2011 13:44
Олег Комолов


Грядут выборы в Государственную Думу. 4 декабря во многих регионах России параллельно будут избираться кандидаты в местные законодательные органы. Такие субъекты федерации становятся настоящим полем боя между местной единороссовской властью и оппозицией. В ход идут всякие методы борьбы: от законных до абсолютно нелегальных. Администрации губернаторов и мэров тратят десятки миллионов рублей на агитацию, надеясь таким образом замутнить сознание электората.

В одном из таких регионов нам пришлось побывать. В Пермском крае единороссы не слишком популярны. Местных губернатор Олег Чиркунов вошёл в 10-ку самых непопулярных в России. Это заставляет власть прикладывать максимальные усилия для формирования своего положительного образа.

Город Пермь пестрит плакатами, расхваливающими социальные достижения власть имущих Пермского края: и дороги понастроили, и рождаемость повысили, и студентов поддержали… «Есть чем гордиться!» — напоминают о себе с каждого плаката чиновники. Поистине, сам себя не похвалишь, …как потом будет выглядеть «вновь оказанное доверие избирателей»?

А как живётся тем, перед кем испытывают столь неприкрытую гордость ответственные руководители края? Об этом плакаты не расскажут. Об этом лучше спросить самих граждан, которые живут своими заботами и проблемами.

Город Добрянка Пермской области встретил нас пустынными улицами. Редкие прохожие, привычно обходя неровности на дорогах, знакомые им до самой маленькой ямки и трещины, озабоченно направлялись по своим делам. Разгар рабочего дня… Горожане усердно трудятся, зарабатывая себе на кусок хлеба.

В Добрянке издавна занимались промышленным производством. Здесь был знаменитый Добрянский металлургический завод, мартеновский цех которого в тяжёлом 1943 году получил звание «Лучший сталеплавильный цех Советского Союза». С 1953 года успешно работал ремонтно-механический завод, принимавший заказы на ремонт тяжёлой строительной техники со всей страны. В 2001 году завод был ликвидирован…

Сегодня ключевым предприятием города остаётся Пермская ГРЭС. Грандиозная стройка началась в 1976 году. В 1990-м был запущен уже третий блок. Строительство четвёртого пришлось заморозить до лучших времён. Тем не менее, Управление строительства Пермской ГРЭС является одним из крупнейших предприятий, а топливно-энергетический комплекс играет ведущую роль в промышленной структуре города. Именно поэтому здесь наиболее востребованы специалисты с техническим образованием. Сюда приезжают в поисках работы и из других районов края.

Специалистам других направлений приходится трудно. Остаётся либо идти в торговлю, либо ездить на заработки в Пермь, что при стоимости билета на автобус (135 рублей в одну сторону) становится настоящим испытанием для далеко не богатых горожан.

Обо всём этом нам рассказал гостеприимный добряновец Игорь Фёдорович Орлов, который охотно согласился познакомить нас с городом, его жителями и их проблемами.

«Как хорошо, что вы к нам приехали! – радостно воскликнул при встрече Игорь Фёдорович. — Может, хоть пресса заставит власть обратить на нас внимание».

Действительно, даже плакатов, призывающих гордиться руководством Пермского края, нами замечено не было. Дома в основном старой постройки, много грустных, неухоженных двориков, разбитые дороги… И люди, выживающие вдали от озабоченных своими социальными достижениями чиновников.

Первая запоминающаяся встреча – в школе. Сотрудники образовательного учреждения с готовностью шли на контакт, однако имён и должностей просили не публиковать. Людей можно понять – любое общение с прессой велено согласовывать с руководством, и только после письменного одобрения вышестоящими инстанциями вопросов интервью возможна личная встреча с тем или иным журналистом. В этом смысле власть проявляет удивительную заинтересованность гражданами.

— В школе я работаю уже 30 лет, – рассказывает одна из преподавательниц. — Из них только первые 10 зарплата учителя позволяла ему достойно жить.

Раньше наша школа находилась в сфере ответственности Управления образования. Теперь, когда её передали под управление компании «Чистый Дом» в посёлке Поласное, нам, сотрудникам, работать стало намного сложнее. Нас лишили отпусков, больничных листов. Мне, к примеру, пришлось целую неделю выходить на работу с температурой – боялась, что уволят. А ведь устроиться на работу в городе не так-то просто. Нет никакого чувства защищенности.

— И какая же у вас зарплата? – продолжаем мы беседу.

— Просто издевательская, по-другому и не скажешь. Одна ставка равняется 4000 рублям (сумма, меньшая установленного законом минимального размера оплаты труда). Это 18 часов уроков. Кроме них учитель готовится к занятиям, проводит различные мероприятия с детьми, занимается классным руководством. В итоге, чтобы заработать несчастные 10 тысяч рублей, педагог одних только уроков ведёт 40 часов в неделю.

— Это по 6-7 уроков ежедневно?

— Да. И это, конечно, очень высокая нагрузка. Иной раз домой приходишь и просто падаешь от усталости. Да и качество работы снижается. Часто педагоги формально относятся к выполнению своих обязанностей. Их можно понять – не от хорошей ведь жизни…

— Но ведь можно отстаивать свои права!

— Раньше мы возмущались, а теперь смирились. Ведь всё у нас здесь зависит от решений руководства предприятия «Чистый дом», а инструментов воздействия на него у нас нет.

А представители власти балуют нас своим вниманием только накануне выборов. Придут, покачают головой, наобещают с три короба и всё. Больше мы их не видим.

— Кто же соглашается работать в таких условиях?

— Молодых специалистов у нас почти нет. Если человек приехал из другого города, то ему, как минимум, нужно где-то жить. Снимать жильё на такую зарплату невозможно, а бесплатно его не предоставляют. Во многом школа держится на голом энтузиазме педагогов старшего поколения, которые просто не могут жить без работы с детьми.

— Мужчины в вашем коллективе есть?

— Двое. Технический работник и учитель физкультуры. У первого ставка вообще 1700 рублей. Физкультурнику нашему 61 год. Какие требования к нему можно предъявлять в таком возрасте? Следит за детьми на занятиях – уже хорошо.

— Приходится, наверное, и внеклассной работой заниматься?

— Конечно. Как же мы детей без кружков и секций оставим? Эта дополнительная нагрузка оплачивается совсем унизительно. Мы как-то для смеха подсчитали, сколько стоит час нашей работы: если за обычный урок нам платят около 30 рублей, то за внеклассное занятие – 15 рублей. А ведь это очень важный аспект работы. Детей надо чем-то занимать, чтобы они не слонялись без дела. Кроме компьютерного клуба им и податься то некуда. Отсюда и падение морально-нравственного уровня современной молодёжи. Я, правда, не склонна критиковать молодое поколение. Не они в этом виноваты. Родителям часто не хватает на детей времени из-за необходимости работать допоздна. Современное общество также не выполняет воспитательную функцию.

— Что же тогда происходит в сельских школах?

— В сельской школе я никогда не работала, но знаю, что ставка педагога там ещё ниже – в районе 2500 тысяч рублей. Многие школы на селе закрывают, и детям приходится вставать очень рано, чтобы добраться до другого населённого пункта. Качество дорог у нас такое, что в дождливую погоду между деревнями и сёлами нельзя, как говорится, не пройти, не проехать. После окончания школы перед молодыми людьми встаёт вопрос продолжения образования. Однако технических училищ в сёлах нет. Даже у нас в Добрянке работает только одно профтехучилище. И даже окончив училище и получив профессию, местный житель не может устроиться на работу по полученной специальности.

Поблагодарив нашу собеседницу за откровенный рассказ, пожелав учителям стойкости, мы отправились на другой важнейший социальный объект города – в местную больницу.

Врачи также просили не раскрывать их имён. Возможно, поэтому наш разговор о наболевшем с одним из сотрудников медучреждения получился столь прямым и открытым.

— В каком состоянии находится здравоохранение в вашем городе?

— В плачевном. Небольшие успехи последних лет перечёркиваются рядом острейших нерешённых проблем. В первую очередь я говорю о селе. Медицинскую помощь населению там могут оказать лишь в фельдшеры, которых, кстати говоря, нет в большинстве населённых пунктов. Проблема эта сегодня практически не решается. Власть заявляет о том, что размещать фельдшерский пункт в деревне из 10 домов нерентабельно. Вот и приходится нам объезжать время от времени отдалённые сёла и деревни. В отсутствие нормальных дорог сделать это можно только на вездеходе. А он у нас всего один, и тот разваливается.

— Излишний вопрос, наверное… Но это ведь не может не отражаться на состоянии здоровья людей?

— Ещё как отражается… Смертность в Пермском крае превышает рождаемость. Крайне велик показатель младенческой смертности – один из самых высоких в стране.

Однако, уровень развития медицины лишь процентов на 30 влияет на степень смертности населения. Существенную роль играют плохая экология, стрессы. В последние несколько лет мы наблюдаем рост алкоголизма и наркомании, которые, к великому сожалению, молодеют.

— Можно ли как-то исправить эту печальную тенденцию?

— Как врач, могу сказать о медицине. Сегодня мы испытываем большой дефицит молодых кадров. Работать у нас они не хотят. Подумайте сами, кто согласится работать за 3500 рублей в месяц после 7 лет учёбы в вузе? Более того, в Добрянке получить образование такого уровня нельзя. Значит, можно рассчитывать лишь на прибывших из Перми. А куда мы их поселим? На какие средства они будут налаживать быт первое время? Государство этим вопросом, увы, не занимается. Зато любая ошибка врача, приведшая к смерти пациента, с удовольствием обсасывается со всех сторон в т.ч. и на государственных телеканалах. Врачей выставляют чуть ли не людоедами. Это подрывает престиж профессии.

— Неужели у вас нет ни одного молодого специалиста?

— Недавно приехал один. Так разве этого хватит? Раньше ведь было совсем не так. Помню, когда я устроился сюда работать ещё в советские времена, нас приехало сразу 15 человек. Большинство до сих пор здесь работают. Нам тогда давали и жильё, и вполне достойную зарплату. Я уж не говорю о таких вещах, как детские сады, путёвки и премии.

— А что это за здание стоит во дворе вашей больницы?

— Это здание, точнее каркас из стен и крыши, был когда-то нашей гордостью и надеждой… В конце 80-х годов нам начали строить новый больничный комплекс, в который должны были переехать все отделения нашей больницы. Предполагалось, что мы сможем существенно увеличить количество мест в стационаре, оснастить операционные и процедурные кабинеты по последнему слову техники. Однако с распадом Советского Союза строительство прекратилось, а недавно недостроенный комплекс за бесценок был продан вместе с землёй местному богачу. Сейчас он является местом сборища наркоманов и бомжей. Неоднократно случались пожары…

— Значит, стационары вам так и не расширили?

— Нет. Сегодня мы сталкиваемся с острым дефицитом больничных коек. Помимо этого, лекарственное обеспечение больных остаётся на крайне низком уровне. На их питание, только вдумайтесь, выделяется лишь 30 рублей в день! А ведь часто нашим пациентам требуется особое питание в период восстановления после операции. Наши повара стараются, как могут, но из воздуха, увы, обеда не сваришь.

Встречи с врачами и учителями, которые составляют основу интеллигенции любого общества, во многом раскрыли состояние социальной сферы Пермского края. Настроение обречённости, которое не удавалось скрывать нашим собеседникам, порой шокировало. Тем удивительнее оказалась наша встреча с местным общественным активистом Юрием Васильевичем Псарёвым. 84-летний пенсионер, с которым нас познакомил наш гид Игорь Фёдорович, не скрывает своего имени. Своей активной общественной позицией он известен на всю Добрянку и далеко за её пределами. Стойко и последовательно ветеран борется за права жителей родного города.

Недавно, к примеру, им был выигран судебный иск к местной управляющей компании, которая недобросовестно выполняла свою работу. Так, по словам Ю.В Псарёва, составив смету на ремонт в подъезде на несколько десятков тысяч рублей, компания даже не приступила к работе. И это далеко не единственный случай. Откровенно халатно относясь к своей работе, коммунальщики, однако, исправно присылают пенсионеру квитанцию на оплату услуг. Средняя сумма квитанции составляет около 2500 рублей, причём тарифы постоянно растут. «Суммы, конечно, колоссальные – сетует Юрий Васильевич. — Вон у жены моей пенсия всего 5000 рублей с копейками. У одинокого старика шансов выжить практически нет».

Местная власть, как считает Юрий Васильевич, давно уже живёт отдельной от народа жизнью. Надеяться на неё бессмысленно. Всего приходится добиваться самому. Районный депутат (главный бухгалтер местной ГРЭС), баллотировавшийся от партии «Единая Россия», ни разу не выразил желания пообщаться с гражданами, несмотря на их многочисленные просьбы. «Мы приглашали депутата посетить собрание жильцов. Так нам на это ответили, что депутат-де ведёт приём населения всего лишь один раз в месяц. В другие дни он, понимаете ли, недоступен. Зачем он нам такой нужен?!», — возмущается Юрий Васильевич.

«То же самое с участковым милиционером. Я его могу вызвать только через начальника милиции, — продолжает пенсионер. — Когда мы с жильцами дома спасали от автомобилей детскую площадку, он так и не пришёл. Лишь только после того, как я написал жалобу в прокуратуру, участковый соизволил к нам заглянуть. Сейчас площадка огорожена заборчиком, и машины на неё не заезжают».

Конечно, такой человек, как Юрий Васильевич, знает, что каждый может повлиять на ситуацию не только в своём родном городе, крае, но и во всей стране. Мы спросили его об этом. Ветеран решительно ответил: «Необходимо обязательно проявлять свою гражданскую позицию, иначе пропадёшь. Сегодня, я считаю, необходимо обязательно идти на выборы и голосовать. А то ведь как получается? — Власть видит, что народ голосовать не ходит, выборами не интересуется, а значит и отчитываться перед ним за работу нет нужды. Этого допускать нельзя».

Только вернувшись в Пермь, мы вспомнили, что не задали жителям Добрянки одного вопроса: Чем же, по их мнению, так гордятся чиновники Пермского края?

1 комментарий
Читайте также

Семейные ценности – и ширма, и содержание

В России провластные и околопровластные СМИ то и дело говорят о защите так называемых «семейных ценностей» от пропаганды нетрадиционной сексуальной ориентации, идущей с Запада. На Западе не опровергают этого, наоборот, подтверждают — только прикрываясь так называемой «свободой личности» и «равноправием гендеров».

С буржуазной псевдонауки хоть диалектики клок

Лишние люди капитализма

Очередные поиски «ведьм-гомофобов»

Обыкновенный врач оказался сильнее святой воды

Помоги проекту
Справочник
Справочник

Наш баннер
Счётчики
© 2005-2013 Коммунисты Столицы
О нас
Письмо в редакцию
Все материалы сайта Комстол.инфо
Красное ТВ МССО Куйбышевский РК КПРФ В.Д. Улас РРП РОТ Фронт Коммунисты кубани
Коммунисты Ленинграда ЦФК MOK РКСМб Коммунисты кубани Революция.RU