Неизбежная спутница рыночной экономики
Михаил Кечинов
Чем ближе к выборам, тем больше власть через экраны телевизоров пытается убедить нас в небывалой устойчивости российской экономики. В основном говорят о пока относительно невысоком внешнем долге, положительном сальдо торгового баланса.
Но не всё так просто, как кажется на первый взгляд. Чтобы компенсировать просчёты банкиров и замедление роста производства, правительство решило сократить расходы. Однако жизненный уровень наших сограждан не настолько высок, чтобы они безболезненно восприняли подобные эксперименты. Может быть, европейцам и грустно от того, что каждый шестой из них оказался у черты бедности. Но месячный доход немецкого бедняка ниже 940 евро (!). А наши зарплаты, уровень жизни и благосостояние не настолько велики, чтобы учить Европу правильному ведению финансовых и экономических дел.
Сравним статистические данные. Несмотря на глобальный финансовый кризис, с начала 2010 года уровень благосостояния в мире увеличился на 4%, а в следующие 5 лет возрастёт в полтора раза. В России же, пусть и не намного (с 11517 до 10911 долл.), он уменьшился! И как бы официальная статистика не рапортовала, что рост зарплаты превышает рост цен, сегодня именно инфляция – одна из самых острых проблем для российской экономики. За первые 9 месяцев 2011 года она достигла 4,7%. Для сравнения: в странах Евросоюза её уровень составляет 2,1%. При этом, по прогнозам, в 2012 году темп роста потребительских цен в Европе существенно снизится.
Еженедельный прирост инфляции в России составляет 0,2%. Простая арифметика показывает, что за год (52 недели) набежит уже 10,4%.
В чём же состоит проблема инфляции? Деньги обесцениваются. Если в карманах пусто, значит, снижается спрос, сокращается производство, замораживаются стройки. Уже мало кто решается инвестировать в новые высокотехнологичные продукты. Инфляция порождает снижение реальной стоимости имущества, опасность накопления обесценивающихся денежных средств.
Происходит перелив капитала из производства в торговлю и посреднические операции, где быстрее оборот капитала и больше прибыли, а также легче уклониться от налогообложения. Обесцениваются финансовые ресурсы государства.
Главное отрицательное социальное последствие инфляции — перераспределение богатства и дохода, если доходы не индексируются, а кредиты выдаются без учета индекса цен.
Тяжелее всего рост уровня цен переносит население с относительно фиксированным доходом (пенсионеры, студенты), пересмотр которого обычно осуществляется с опозданием и не полностью отражает текущий темп роста уровня цен и тем более его изменение в перспективе.
Побывавшая в Москве Кристин Лагард, глава МВФ, заявила о необходимости удержания годовой инфляции в России на уровне 3-5%. Наши власти с этой цифрой согласились. Однако расчёты Минэкономразвития показывают, что такие результаты будут достигнуты в лучшем случае в 2018-2019 годах. А пока тяготы этой неизбежной спутницы рыночной экономики нам придётся переносить на себе.