Говорим «национализм» — подразумеваем «русский»
Татьяна Васильева
Половина граждан России не страдают от ксенофобии – 50% не чувствуют враждебности к себе со стороны представителей других национальностей, 49% сами не испытывают враждебных чувств к людям иных национальностей.
Много это или мало? С учётом современных условий проценты представляются значительными, однако тревожным является тот факт, что число не стадающих от ксенофобии с каждым годом сокращается. Так, в 2009 году не чувствовали враждебность к себе 60% граждан, а сами не были подвержены ксенофобии 56%.
Соответственно, выросло число тех, кто постоянно сталкивается с ксенофобией (до 18% с 10%), и тех, кто сам ей подвержен (до 20% с 11%). Более четверти опрошенных редко, но сталкиваются с национализмом.
Данные были получены в ходе опроса, который провёл в августе этого года Левада-Центр.
На вопрос о причинах проявления национализма в России 21% граждан дали ответ, который близок к тому, как понимают эти причины коммунисты – «плохие условия жизни в России». Если уточнить, национализм вырастает из социально-экономических проблем. Самым распространённым ответом (его дали 44% опрошенных) был «вызывающие действия, поведение национальных меньшинств». 15% назвали «теракты».
В вопросе не уточнялось, какой национализм имеется в виду, однако формулировка ответов не оставляет сомнения, что исследователи Левада-Центра спрашивали про русский национализм. Другой вопрос – Возросло ли число русских, которые разделяют националистические взгляды? — лишь подтверждает интерес исследователей. На этот вопрос положительно ответили 52% опрошенных. 14% считают, что русских националистов стало меньше. Следует отметить, что по сравнению с 2007 годом первый показатель уменьшился на 3%, второй увеличился на 4%. Это позволяет сделать вывод, что уровень «русского национализма», по крайней мере, не растёт.
Почему авторы опроса заострили внимание на «русском национализме», назвав всё исследование «Национализм в России», можно только догадываться. Возможно, они посчитали, что проявления национализмов других наций не столь значительны или не заслуживают внимания?
Проблему, несомненно, следует рассматривать в комплексе. Подобные опросы могут помочь в исследовании актуального сегодня вопроса, однако, проведённые столь поверхностно, лишь уводят от истинной природы национализма и перекладывают вину с существующих общественных отношений на менталитет одной нации. От нации этой, по-видимому, ждут и решения проблемы. Напрасно… При существующем строе ни одной нации такая задача не по силам.