И вас вылечат!
Игорь Дмитриев
Сейчас, в эпоху «десоветизации» много говорят о том, как в СССР держали инакомыслящих в психиатрических больницах. Правда, умалчивают о том, что чаще всего подобные случаи были не столько результатом официальной политики властей, сколько последствиями чрезвычайно слабого развития психиатрии.Врачи подчас не умели ставить диагнозы, путали неврозы и стрессовые расстройства с шизофренией, и, таким образом, «ни за что» в психушку человек как в СССР, так и в США, мог попасть не только за «нестандартные» политические убеждения, а за любое неуместное с точки зрения психиатра философствование во время медосмотра.
За эти годы психиатрия сделала большие успехи, да и законодательство в большинстве стран мира изменилось, так что теперь любой человек, желающий поговорить с психиатром о личном опыте общения с инопланетянами, с высокой вероятностью не получит направление в стационар. Однако поражает то, что нынешнее руководство «свободной» России стремится получить законодательное обоснование психиатрического преследования инакомыслящих. Как пишет «Независимая газета», недавно на сайте МВД появился проект федерального закона «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации», предполагающий ведение индивидуальной работы с потенциальными нарушителями. И п. 2 ст. 12 этого документа к профилактике правонарушений относит «принудительные меры медицинского характера». Начальник Главного управления обеспечения охраны общественного порядка МВД РФ Юрий Демидов в интервью, размещенном на сайте ведомства, пояснил, что такого рода профилактика включает «амбулаторное лечение у психиатра, нахождение в психиатрическом стационаре, в том числе с интенсивным наблюдением».
Председатель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева опасается, что в современных политических условиях этот пункт закона может привести к возникновению карательной психиатрии. «Суд может принять решение о проведении психиатрического обследования за противоправное действие. Но что в данном законе под ним понимается?» – спрашивает она.
По словам юриста компании «ФБК-Право» Александра Ермоленко, «реальная ситуация в России обстоит так, что этот пункт представляет опасность для нормальных с психиатрической точки зрения граждан. Это связано с тем, что в стране власть и общество все больше расходятся по полюсам, в связи с чем ситуация в социуме накаляется». Ермоленко отметил также: «Усиление карательных полномочий со стороны правоохранительных органов – скорее, тревожный сигнал, который свидетельствует о том, что эта мера скорее всего будет применяться против политических оппонентов».
Процесс профилактики преступлений, подчеркнул эксперт, довольно сложный: «Им должны заниматься не полицейские, а психологи, социологи и другие специалисты. Сегодня государство, к сожалению, не может обеспечить нормальное функционирование этой системы. Из чего можно сделать вывод – данный инструмент вполне может быть использован в качестве карательного».
Член правления Комитета за гражданские права, член Общественной наблюдательной комиссии (ОНК) по Московской области Эдуард Рудык назвал законопроект «грубейшим нарушением конституционных и международных правовых норм»: «Он игнорирует презумпцию психического здоровья. С его помощью власти могут убирать в психушки неугодных им граждан». По мнению эксперта, сейчас руки у врачей связаны законами о психиатрической помощи, хотя случаев карательной психиатрии достаточно: «Например, полковника ГРУ Владимира Квачкова направляли на психиатрическую экспертизу. Он может быть националистом, кем угодно, но не психом».
Рудык уверен, что в случае внедрения подобного закона мест в психиатрических больницах хватит на всех. По его словам, сейчас над такими лечебницами нет общественного контроля, их не могут проверять правозащитники. Рудык процитировал заместителя главврача одной из московских психиатрических клиник, который говорил: «Мы лечим не от шизофрении, мы лечим по приговору суда».