О катастрофе в медицине и зарплатах врачей
Татьяна Васильева
«Мы движемся к кадровой катастрофе», — заявил известный детский доктор Леонид Рошаль, выступая в Пскове на конференции, посвящённой муниципальному здравоохранению.
Главная проблема в том, подчеркнул Л.Рошаль, что врачи бегут из государственных клиник в частные, где зарплата в 4-5 раз выше. На конференции из уст представителей местной администрации прозвучало, что зарплата врачей в Пскове составляет в среднем 20 тысяч рублей. «Идет отток от государственного в частное. Например, врач в Нижнем Новгороде получает 17 тысяч рублей, меньше, чем у вас, — сказал Л.Рошаль, обращаясь к псковичам. — В частной клинике врач-гинеколог получает 80-100 тысяч. Поэтому врачи уходят в эти учреждения».
Похоже, доктора ввели в заблуждение. Читатели информационного портала Псковской области «Псковская лента новостей», где опубликована подробная информация о состоявшейся конференции, в комментариях к новости единодушно выразили своё недоумение, граничащее с возмущением – псковский врач, работающий в муниципальном учреждении, не получает и 10 тысяч рублей! Такова новая система оплаты труда. Чтобы заработать 20 тысяч, он должен работать в четырёх местах, практически не появляясь дома.
В малых городах социальные проблемы медработников усугубляются ещё и тем, что частная медицина там не так распространена, как в крупных городах, поэтому выбора у людей, в общем-то, нет – если только совсем уйти из медицины. Так что мы давно уже пришли к катастрофе, и это касается не только здравоохранения.
Леонид Рошаль не раз подчёркивал, что является прежде всего детским хирургом. И это правда. Заслуги его в этой области неоценимы. В своей общественной деятельности он также всегда демонстрирует искреннюю озабоченность состоянием дел в нашем здравоохранении, известен своими резкими критическими замечаниями в адрес чиновников из Минздрава. Однако его вера в возможности этой власти кардинальным образом изменить ситуацию сыграла с ним злую шутку.
Вступив в Народный фронт Путина, наверняка с самыми благими намерениями, детский доктор стал стремительно отдаляться от реальности. Это заметили ещё во время его недавнего визита в Нижегородскую область, где он также поверил на слово чиновникам, заявив, что в области заметно улучшилось медицинское обслуживание, не поинтересовавшись тем, как сами жители оценивают ситуацию – высокую смертность, отсутствие онкологического центра, плачевное состояние туберкулёзных диспансеров и многое другое.
На конференции в Пскове он ещё раз невольно продемонстрировал, насколько отдалился от проблем и трудностей простых людей. Рассказывая о своём НИИ неотложной детской хирургии и травматологии, Рошаль отметил, что ни с одного родителя врачи не берут ни копейки за операции, однако, если кто-то из благодарных пациентов подарит хирургу «Мерседес», он будет только рад за своего коллегу. В общем, это был, наверное, не очень удачный пример, тем более озвученный в регионе, где уровень жизни не соизмерим с московским. Да и много ли в России найдётся тех, кто способен делать такие подарки даже человеку, спасшему жизнь его ребёнку? Неудивительно, что этот пример задел и врачей с их нищенской зарплатой, и небогатых пациентов.
Псковская конференция рассматривала вопросы муниципального здравоохранения в свете законодательных инициатив Минздравсоцразвития РФ. Рошаль говорил о том, что где-то дела идут хорошо, а где-то плохо – чаще плохо… Поэтому своей задачей он видит работу в рамках ОНФ по совершенствованию системы здравоохранения. По его мнению, вся программа ОНФ должна состоять из конкретных и амбициозных задач, и Национальная медицинская палата, президентом которой он является, подготовила свои предложения в так называемую Народную программу.
Предложения действительно амбициозные, особенно на фоне признаний о приближении к катастрофе: повысить в два раза процент населения, которые довольны медпомощью, сократить время ожидания приема врача поликлиники до 20 минут, консультации узких специалистов — до 3 дней, прибытие бригад скорой помощи — до 15 минут, ожидание плановых операций — до одного месяца, увеличить продолжительность жизни мужчин с 62 до 64 лет, женщин — с 74 до 76 лет, снизить на 12% общий коэффициент смертности, на четверть уменьшить употребление населением алкоголя, на 10% — табака…
«Мы хотим, чтоб программа Народного фронта не была общим призывом, и проблемные вопросы действительно бы решались», — заключил Леонид Рошаль. Мы тоже хотим действительного решения наших проблемных вопросов, и уже давно… Но для их решения мало озвучивать амбициозные задачи, которые сильно смахивают на предвыборную агитацию. Хотелось бы узнать о механизмах, которые способны в этой системе решить проблемы здравоохранения и других сфер. Есть ли такие механизмы?